Главная / статьи / культура / Юбилейный сезон лесосибирского театра «Поиск» стал триумфальным

Юбилейный сезон лесосибирского театра «Поиск» стал триумфальным

На фестивале театров малых городов России, г. Новороссийск. Слева направо: режиссер спектакля «Мертвые души» Олег Липовецкий, актер Виктор Чариков, актриса Наталья Гамеза, актер и художественный руководитель театра «Поиск» Олег Ермолаев, актер Максим Потапченко. Автор фото: Алексей Лишута

На фестивале театров малых городов России, г. Новороссийск. Слева направо: режиссер спектакля «Мертвые души» Олег Липовецкий, актер Виктор Чариков, актриса Наталья Гамеза, актер и художественный руководитель театра «Поиск» Олег Ермолаев, актер Максим Потапченко. Автор фото: Алексей Лишута

Лесосибирский театр «Поиск» подводит итоги сорокового творческого сезона. Юбилейный год оказался очень удачным. Артисты отличились на нескольких престижных фестивалях. Впечатляет и география выступлений. Наш «Поиск» показывал спектакли в Красноярске, Магадане, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, а недавно артисты с триумфом вернулись из Новороссийска. Там проходил XVI фестиваль театров малых городов России. У Лесосибирска – гран-при в номинации «Лучший спектакль малой формы». Жюри впечатлила постановка «Мертвые души» по мотивам поэмы Николая Васильевича Гоголя. Подробности мы узнали у художественного руководителя театра Олега Ермолаева.

– Олег, успех в Новороссийске для «Поиска» имеет большое значение?

– Для нас это очень значимая победа. На фестиваль театров малых городов мы пытались пробиться давно. Это очень статусное мероприятие. Его организатором является государственный Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. Мы попали на этот фестиваль второй раз, и нам улыбнулась удача. Спектакль «Мертвые души» – это хит нашего минувшего сезона. Все 20 показов прошли с аншлагом. Постановка стала популярной и у зрителей, и у театральных специалистов. Наверное, мы просто делаем свою работу честно – и это отмечают, и это видят. Вообще, сама обстановка фестиваля – Черное море, лето – это уже незабываемо, но больше всего впечатлений оставили спектакли наших коллег, которые мы увидели в Новороссийске. Это замечательные работы. Нам есть чему поучиться и на кого равняться.

– Победа на фестивале театров малых городов стала ярким завершением юбилейного сезона …

– Не совсем. На днях пришли еще приятные новости. Наш спектакль, поставленный новым режиссером театра Олегом Христолюбским «Воскресный ребенок», вошел в число победителей фестиваля «Артмиграция – детям». Он проводится Союзом театральных деятелей. Осенью спектакль поедет в Москву. Из 80 заявок было отобрано всего 6 спектаклей. В том числе и наш. Мы считаем, что это тоже большая победа. А еще подведены итоги третьего конкурса «Полюс. Золотой сезон», который организует золотодобывающая компания «Полюс». У нас второе место, и в сентябре мы поедем в Красноярск. Будем выступать с «Мертвыми душами».

Вообще этот сезон у нас был очень насыщен на поездки. Все началось с Магадана. Туда мы ездили со спектаклем «Малые деньги» режиссера Радиона Букаева на фестиваль «Территория. Магадан». Грант на эту поездку мы получили благодаря тому, что заняли второе место во втором конкурсе «Полюс. Золотой сезон». Потом мы участвовали в международном Пушкинском фестивале в Пскове. Очень значимым было участие в национальной премии «Золотая маска», где мы впервые стали номинантами. На сегодняшний день это, наверное, самое большое достижение, потому что это главный конкурс театральной России. Мы возили в Москву спектакль «Лесосибирск Лойс» режиссера Радиона Букаева. Еще был успех на нашем краевом фестивале «Театральная весна», где «Мертвые души» взяли сразу несколько дипломов, в том числе «Лучший спектакль муниципальных театров». Еще одна большая награда на фестивале «Новосибирский транзит». Это, наверное, самый крупный театральный фестиваль за Уралом. Мы участвовали опять же со спектаклем «Мертвые души» и получили диплом за лучшую мужскую роль. Причем жюри не стало разделять трех исполнителей этого спектакля и в вручило диплом каждому. Также был фестиваль «Арлекин» в Санкт-Петербурге. Его называют «Детская Золотая маска», потому что он объединяет постановки для детей и подростков. Там «Поиск» представлял спектакль «Лесосибирск Лойс» и получил высокие оценки. В общем, за всю историю этот сезон, пожалуй, самый плодотворный по количеству фестивалей и побед на них.

– Олег, вы уже упомянули о новом режиссере Олеге Христолюбском. Можно поподробнее?

– В 2011 году предыдущий режиссер и руководитель театра Юрий Александрович Лобанов, к сожалению, по состоянию здоровья оставил свой пост. Стать художественным руководителем пришлось мне. Но своего режиссера у нас не было. Я по профессии актер и продолжаю им быть. Шесть лет театр занимался поиском постоянного режиссера. Увы, у нас не получалось, и мы работали с пригашенными режиссерами. С одной стороны, это был полезный опыт, но мы всегда понимали, что нужен постоянный человек, который будет задавать творческую направляющую. И таким человеком стал молодой режиссер Олег Христолюбский. Он недавно окончил Российский институт сценических искусств и из Санкт-Петербурга переехал в Лесосибирск. Наше творческое знакомство с ним началось с комедийного спектакля «Олд Сэйбрук». Олег приезжал его ставить будучи студентом. Нам понравился его подход, и мы предложили Олегу Христолюбсокму работу. На мой взгляд, он очень удачно влился в коллектив.

– У вас сейчас большая творческая деятельность. Понятно, что на это нужны деньги, а муниципальный театр вряд ли может похвастаться огромными кассовыми сборами. Вы получаете помощь от государства?

– Мы муниципальное учреждение, и поэтому основное финансирование получаем из бюджета города. Однако, театр тоже старается привлекать средства из различных негосударственных источников, например, мы получали грант на постановку от Фонда Михаила Прохорова. Кроме этого, в прошлом году большую помощь мы получили по программе «Поддержка театров малых городов», которую инициировала партия «Единая Россия». Театры получили, на мой взгляд, хорошую финансовую поддержку, которую направили на постановку спектаклей и улучшение материально-технической базы. «Поиску» выделили 6 миллионов рублей. Мы обновили свет, зрительный зал и поставили теперь уже знаменитый спектакль «Мертвые души». Так же появилась постановка «Варшавская мелодия». Она тоже имела успех у лесосибирского зрителя. Большую помощь в этом году нам оказало министерство культуры Красноярского края. Без его поддержки мы не смогли бы поехать на фестивали в Москву и в Новороссийск. А вот на фестиваль в Магадан, как я уже говорил, театр смог съездить благодаря гранту от золотодобывающей компании «Полюс».

– И еще один вопрос. Какие планы на будущее?

– Планов много. В следующем сезоне, мне кажется, тоже будет много поездок. Некоторые только намечаются, некоторые уже будут точно. Очень рассчитываем опять попасть в конкурсную программу «Золотой маски», но загадывать не будем. Также уже определены постановки, которые будут в следующем сезоне. Это пьеса «Спички» Константина Стешика, выбранная в ходе зрительского голосования по итогам проекта «Экспедиция» (читки современной драматургии). Это будут постановки в рамках федерального гранта «Поддержка малых городов». Уже определены сроки и режиссеры. Начнем работу уже в июле над постановкой по роману Владимира Набокова «Защита Лужина». Это известный шахматист. Роман основан на реальных событиях. Также будет экспериментальная для нас работа в направлении «Beby Lab» (Бэби-Лаб) – это спектакль для детей от 0 до 3 лет. Таких постановок у нас пока нет. Нам кажется, что на них будет спрос. То есть «Поиск» опять находится в поиске. Надеемся, что у нас все получится.

Александр САФОНОВ