Главная / главное / Учить детей через воспитание личным примером

Учить детей через воспитание личным примером

Семья Черепниных – это одна из известных педагогических династий города

Семья Черепниных – это одна из известных педагогических династий города

В молодом Лесосибирске огромную роль в образовании населения играли вечерние школы, которых в городе было пять.

В конце 2017 года в газете «Заря Енисея» была опубликована информация о старейшей вечерней школе № 3. Совет ветеранов совместно со «Школой журналистики» Центра дополнительного образования (ЦДО) занимается сбором материалов об истории всех вечерних школ Лесосибирска. В настоящее время изучаются материалы, проводятся интервью с педагогами вечерней школы № 1, ранее расположенной в южной части города. Задача непростая, поэтому просим учителей и выпускников этой школы помочь нам реализовать данный проект. А предлагаемая статья – это итоги первой встречи с семьей директора вечерней школы № 1.

Дочери Бориса Леонидовича Черепнина – Елена Борисовна и Александра Борисовна – рассказали мне о своем отце, который был замечательным учителем, любящим отцом и потрясающим человеком. В этих трех аспектах мы постараемся раскрыть его как личность.

Семья Черепниных – это одна из известных педагогических династий города, где профессию учителя освоили родители Бориса Леонидовича – Леонид Михайлович Черепнин и Глафира Митрофановна Матвеева, сам Борис Леонидович, его жена Александра Даниловна, их дочери и внучка Мария – она является представителем четвертого поколения учителей. Эта профессия стала образом жизни всей замечательной семьи.

Свою карьеру Борис Леонидович начал в 1952 году на Камчатке в Тигильском национальном педагогическом училище преподавателем химии, там же он занял пост директора. Селу Ярцево Борис Леонидович посвятил восемь лет. Последним городом, где он преподавал, стал Лесосибирск, ему учитель отдал целых восемнадцать лет своей жизни. Здесь он начал свою деятельность в школе-интернате, работая завучем и учителем химии, а чуть позже Борис Леонидович был переведен в вечернюю школу, где скоро его повысили до должности директора. На протяжении всех тридцати трех лет службы своей профессии он настраивал детей на командную работу, устраивал туристические слеты, организовывал туристско-краеведческие экспедиции, что дало ученикам возможность увидеть новые края и познакомиться с великими просторами нашего государства. Как учитель Борис Леонидович всегда был справедлив, отзывчив. Для него все дети находились в равном положении.

Я уважаю такую позицию со стороны преподавателя. Вот отзыв одной из его учениц:

– Помню преподавателя химии Бориса Леонидовича. На вид он был очень строгий, но к нам относился по-доброму. Помню ощущение успеха на его уроках, я понимала материал и легко решала задачи. В другой школе этого уже не было, хотя по химии я училась на «4».

Дочери Елена и Александра поделились со мной воспоминаниями прожитых лет с их дорогим папой.

– Много ли времени уделял вам Борис Леонидович? – спросила я.

– Время, проведенное с папой, шло само собой. Мы постоянно находились в школе вместе с родителями, потому что нам была интересна их деятельность. Папа показывал нам химические опыты, это было завораживающее зрелище. Мы обожали, когда отец рассказывал нам сказки. Он не просто читал уже написанные произведения, а сочинял их сам, импровизируя во время того, как мы слушали. Также мы часто устраивали семейные походы и отдых на даче.

– Проявлял ли Борис Леонидович дома директорские качества, то есть был ли он строг по отношению к вам?

– Нет, – рассмеялись сестры. – Деловые качества отца никогда не проявлялись в домашней обстановке. Дома папа всегда был мягкий, добрый, никогда не повышал на нас голоса. Да и в роли директора он не был жестким, дети любили и уважали его.

– Чем Борис Леонидович занимался в свободное время?

– У него было несколько хобби, например, летом и осенью он большое количество времени проводил на даче, где ухаживал за огородом. В зимнее время писал статьи в газеты. С юности и до самой старости наш папа всегда вел здоровый образ жизни. Его привлекали такие виды спорта, как футбол и баскетбол. Увлечением спортом он также заразил своих детей и внуков.

– Какие самые сильные качества характера вы видели в своем отце?

– Наш папа был волевым, справедливым. Его уважали за отзывчивость, порядочность, нравственность, доброту и скромность. Знакомые Бориса Леонидовича вспоминают его как интеллигентного, кристально чистого человека. Многих поражали в нем такие качества, как абсолютная честность и принципиальность.

В интервью меня особенно поразил один факт из биографии Бориса Леонидовича, о котором я хочу поведать. Дочери рассказывали: несмотря на то, что Борис Леонидович в течение многолетней творческой педагогической деятельности был заслуженно представлен ко многим наградам, он всегда считал себя недостойным их, потому что отчетливо представлял себе идеал учителя, до которого, как он думал, ему далеко. Это ли не признак скромнейшего человека, который как раз таки достоин лучшей награды, чем тысяча золотых кубков – памяти о нем?

Когда я попросила Елену Борисовну и Александру Борисовну рассказать о самом ярком воспоминании о своем папе, они затруднились ответить, так как чудесных моментов было много, а выделить что-то одно было практически невозможно, вся жизнь с папой была для них одним большим подарком судьбы.

Закончив интервью, Елена Борисовна и Александра Борисовна пригласили меня посмотреть семейный альбом, где была уйма фотографий и счастливых лиц. Казалось, что мы листаем не страницы, а всю долгую, яркую и насыщенную событиями жизнь Бориса Леонидовича Черепнина.

Полина ЦИОМА, учащаяся объединения «Школа журналистики» ЦДО