Главная / новости / Система образования в Лесосибирске: верный курс на развитие и перспективы

Система образования в Лесосибирске: верный курс на развитие и перспективы

Инфраструктура городской сети образовательных учреждений разнообразна, что создает достаточные условия для оказания широкого спектра услуг и организации непрерывного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Сегодня в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов (негосударственные и государственные) обучается 8 526 учащихся. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) посещают 3 876 воспитанников. Муниципальная гимназия является уникальным для города образовательным учреждением с четырехуровневым образованием (от дошкольного до среднего общего образования).

Начало образования – детский сад. И именно это объясняет активную включенность дошкольных образовательных организаций города в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность, вести которую необходимо с малого возраста.

Развитие инклюзивного образования в городе имеет позитивную динамику. Детский сад № 55 одержал победу в региональном конкурсе «Доступная среда» по распределению субсидии для получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования.

Результатом целенаправленной работы по основам читательской грамотности стало признание детского сада № 54 «Золушка» региональной инновационной площадкой среди ДОУ Красноярского края по реализации программы «С книгой вместе я расту!». Детсад № 17 «Звездочка» запустил сетевую программу по исследовательской деятельности в ДОУ города, получив статус краевой пилотной площадки в рамках краевого приоритетного проекта «Кадровое обеспечение технологического лидерства».

Детский сад № 7 «Улыбка» признан региональной инновационной площадкой по реализации программы «Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов LEGO в детском саду», на базе ДОУ создана и успешно развивается детская лаборатория по LEGO-конструированию.

Создавая условия для дошкольников в области экологического воспитания и ландшафтного проектирования, детский сад № 34 стал победителем краевого конкурса ландшафтных проектов территорий, учрежденного Красноярским краевым центром «Юннаты». Девять образовательных практик ДОУ из двадцати двух вошли в Региональный атлас лучших образовательных практик (детсады №№ 7, 10, 17, 41, 42, 54), демонстрируя высокое качество дошкольного образования.

Имеющиеся заделы в формировании основ финансовой, естественнонаучной, математической, читательской грамотностей, патриотическом воспитании, развитии дополнительного образования уже сегодня определяют верный курс на развитие перспектив дошкольного образования.

Обучение «здесь и сейчас»

Кризис, вызванный распространением эпидемии COVID-19, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь и сейчас». Школы экстренно перевели учебный процесс в дистанционную форму обу­чения с применением технологий электронного обучения. Педагоги и родители испытали немало проблем, но 2020 учебный год был успешно завершен.

С учетом требований СанПин прошла государственная итоговая аттестация обучающихся для 11 классов, были обеспечены комфортные и безопасные условия для проведения единого государственного экзамена всех участников. Подтверждение этому – высокие результаты ЕГЭ-2020: средний балл по некоторым предметам выше прошлогодних показателей. Выпускники школы № 9 Валерий и Михаил Журавлевы получили по 100 баллов по физике (учитель Валерий Иванович Белонович); 99 баллов по химии получила София Гулевская (учитель Наталья Александровна Божедомова), 100 баллов по литературе и 96 баллов по русскому языку получила Людмила Шилохвостова (учителя Татьяна Анатольевна Широких и Валентина Алексеевна Смирнова), 91 балл по русскому языку и 90 баллов по английскому языку получила Арина Корнева (учителя Татьяна Анатольевна Широких, Екатерина Сергеевна Кутузова), 94 балла по русскому языку и истории получила Марина Платоненко (учителя Татьяна Анатольевна Широких и Мария Ивановна Куданкина).

Нам есть что вспомнить и есть чем гордиться

В 2020 году исполнилось 20 лет управленческой команде гимназии. Юбилейным 2020 год был и для коллектива школы № 1 – 45 лет. Школа – ровесница города.

Поэтапно решались задачи Национального проекта «Образование». Так, в школе № 6 и лицее было поставлено новое цифровое оборудование, педагогические коллективы прошли обучение по программе «Цифровая образовательная среда». В рамках проекта «Современная школа» в направлении развития финансовой грамотности, по итогам первого краевого финансового фестиваля, Лесосибирск занимает первое место в рейтинге. В 2020 году лицей принял участие в реализации проекта «Мобильный детский технопарк «Кванториум». На базе мобильного технопарка для обучающихся проводились уроки технологии, а также осуществлялась реализация дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности.

Одним из приоритетов современной школы является профильное образование, учитывающее интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе. Увеличилось число классов с углубленным изучением предметов и профильных классов в школах №№ 1, 2, 4, 6, 9, лицее, гимназии. Продолжается реализация индивидуальных учебных планов в 10–11 классах.

В это сложное время педагогические коллективы образовательных организаций продолжали активную педагогическую и творческую деятельность. Нам есть что вспомнить и есть чем гордиться.

Конкурсы профессионального мастерства «Учитель года – 2020» и «Воспитатель года – 2020» показали высокий уровень педагогов города. Победителем конкурса «Учитель года» стал учитель физической культуры Евгений Викторович Богданов. Именно он и учитель истории и обществознания школы № 4 Наталья Сергеевна Жданова, которая вошла в двадцатку лучших педагогов Красноярского края, представляли Лесосибирск на региональном этапе конкурса «Учитель года – 2020» (индивидуальный этап). Победителем конкурса «Воспитатель года – 2020» стала педагог дошкольного отделения муниципальной гимназии Татьяна Викторовна Сосновская.

В 2020 году учителем биологии школы № 9 Ольгой Александровной Каплиной разработана программа дополнительного образования естественнонаучной направленности, которая стала лауреатом регионального этапа и дипломантом Всероссийского конкурса «БиоТОП ПРОФИ». В Краевом конкурсе техников-изобретателей краевого фонда поддержки научной деятельности обучающиеся лицея Полина Попова, Валентина Пронченко (11 инженерно-технический класс) под руководством преподавателя Антона Сергеевича  Введенского выиграли два гранта по 50 тыс. руб. В 2020 году гимназия вошла в Программу по развитию личностного потенциала, инициированную Благотворительным фондом «Вклад в будущее». Методические практики педагогов школы № 4 Ларисы Александровны  Стецюк и Натальи Сергеевны Ждановой получили высокую экспертную оценку и опубликованы в Региональном атласе образовательных практик. Образовательная практика школы № 6 «Модель инклюзивного образования» также вошла в Региональный атлас образовательных практик. Школа № 5 является региональной инновационной площадкой «Открытая методическая лаборатория «Развитие эмоционального интеллекта современного педагога как фактор профессиональной успешности».

Успех каждого ребенка

Все дети должны почувствовать свой успех, и именно поэтому основные усилия педагогических коллективов направлены на создание условий для каждого ребенка.

Так, в 2020 году во всероссийской олимпиаде школьников в школьном этапе приняли участие 2 040 участников, в муниципальном этапе ВсОШ – 680 участников (64 победителя и 108 призеров). Для любителей чтения состоялся традиционный конкурс «Живая классика», в котором приняли участие более 130 участников на школьном этапе. Также школы приняли участие в краевом форуме «Научно-технический потенциал Сибири» (3 победителя краевого уровня); всероссийском конкурсе сочинений (24 участника, 4 победителя муниципального этапа; 2 участника в «пятерке» регионального рейтинга); конкурсах и олимпиадах «НТИ» (национальной технологической инициативы, 7 участников).

Традиционным стал конкурс для детей ОВЗ «Абилимпикс». В 2020 году ученица школы № 4 Мария Русакова заняла II место в компетенции «Швейное дело» (педагог Лариса Александровна Стецюк).

Успешно прошли занятия в межмуниципальной летней сетевой интенсивной школе «Территория успеха», в работе которой приняли участие 92 участника 6–8 классов.

По итогам 2020 года глава города отметил лучших учащихся Лесосибирска за интеллектуальные достижения. Это Мария Серба (муниципальная гимназия, 11 класс) и Алексей Коровников, лицей, 11 класс). Обучающиеся успешны в интеллектуальных состязаниях на разных уровнях.

В рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» 2 832 школьника приняли активное участие в Проекте всероссийских открытых уроков ­«ПроеКТОриЯ», организованных Министерством просвещения РФ.

Дополнительное образование – пространство деятельности и взаимодействий

Развитию дополнительного образования детей в 2020 году было уделено особое внимание. В городе был создан Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей г. Лесосибирска.

С 1 октября 2020 года запущена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в которую были включены три учреждения: Центр дополнительного образования детей, Спортивная школа №1 и Спортивная школа по видам единоборств. Было выдано 1 000 сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

В муниципалитете успешно функционирует автоматизированная система «Навигатор дополнительного образования детей», в которой представлено 25 учреждений из отраслей образования, культуры и спорта города, размещено 322 программы. В системе «Навигатор» зарегистрировано 9 668 детей, из них зачислено на программы дополнительного образования 8 460 детей.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности

По инициативе президента РФ Владимира Путина внесены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые касаются усиления роли воспитательного компонента в образовании детей и молодежи. Пилотным учреждением в разработке новой воспитательной программы стала школа № 1.

Ключевыми в 2020 году стали мероприятия, посвященные 75-летию Победы, многие из которых прошли в онлайн-формате: лоскутное Знамя Победы, «Окна Победы», «Народная эстафета «в рамках проекта «Памяти героев», «Лица Победы» и другие. Акция «Бессмертный полк» тоже прошла в онлайн-формате, около 1 000 лесосибирцев приняли в ней участие, разместив фотографии своих родственников-ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов тыла в группе «Бессмертный полк в Лесосибирске».

Подводя итог, отмечу, что система образования города открыта и готова к изменениям, которые ведут к повышению качества образования.

Ольга ЕГОРОВА, начальник управления образования администрации Лесосибирска