Главная / статьи / Православный Великий пост

Православный Великий пост

5 марта, в день Вселенской родительской (мясопустной) субботы, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском кафедральном соборе города

5 марта, в день Вселенской родительской (мясопустной) субботы, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском кафедральном соборе города

Великий пост – семь недель (49 дней). Это самый продолжительный и самый строгий пост из всех многодневных постов. Все семь недель посвящаются воспоминанию какого-либо события или лица, призывающего грешную душу к покаянию, а также молитве, говению (воздержанию в питании), исповеди и причастию.

Наиболее строгие правила по посещению в этот период отражены в Великопостном уставе XIV века: полное воздержание от пищи в течение трех дней Великого поста: в понедельник, вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной неделе; употреб­лять растительное масло и вино можно только по субботам и воскресеньям, а также в дни наиболее почитаемых святых. Включение в питание рыбы и рыбных продуктов разрешено только в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Ныне правила менее строгие: рыбу нельзя есть только на первой, четвертой и седьмой неделях. Долгий период Велико го поста  – это путь христианина к величайшему событию мировой истории – Пасхе Христовой, Светлому Воскресению. Праздники церковные – особые, поэтому и праздновать их надо по-особому, ведь в них нет ничего мирского, ничего сентиментального, а только Божественная благодать и любовь. Поэтому христианину надо иметь чистую совесть, полностью перемениться, обновить чувства и душу. Поэтому христианин может каждый день совершать праздник, то есть жить добродетельно, чтобы Царствие Божье осуществилось в нас. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Какая мне польза от светлого дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести?»

Общие правила поста

Пост – аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в пост поэтапно, начиная с воздержания скоромной (запретной) пищи в среду и пятницу в течение всего года. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с духовником, а больные – с врачами. Основной акцент при посте надо делать не на вкушение той или иной пищи, а на воздержание, удержание себя от чего-то: своих негативных страстей, чаще проявлять милосердие, благотворительность. Народная мудрость гласит: «Милостыня – половина дороги к Богу: пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их». И предки наши спешили украсить пост делами милосердия. Но прежде всего во время поста желательно чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя себя оправдывать своей занятостью, недомоганием. Необходимо накануне хоть раз исповедоваться. И главное помнить, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, прощением обид, с недопущением злых дел, исключением увеселительных мероприятий. Пост – не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без соблюдения этих правил пост становится всего лишь диетой. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким, если мстителен, не мсти, любишь злословить, сплетничать – воздержись. Делай во дни поста побольше добра. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собой – только имей охоту трудиться».

Каждый из нас имеет реальную возможность не допустить такого состояния, следуя по стези Заповедей Божьих, воистину просвещающих разум и согревающих сердце, несущее в мир добродетели.

Екатерина КОРОЛЬКОВА