Главная / новости / Памяти Дины Петровны Федоровой. Пример беззаветного служения делу обучения и воспитания

Памяти Дины Петровны Федоровой. Пример беззаветного служения делу обучения и воспитания

Продолжаем публиковать материалы-воспоминания, посвященные юбилею Лесосибирска. Сегодня мы расскажем о человеке, несомненно, достойном и уважаемом, Педагоге с большой буквы, личность которого стала украшением списка Почетных граждан города – Дине Федоровой. Ее нет с нами чуть более четырех лет, но лесосибирцы помнят Дину Петровну благодаря тому, что всей своей жизнью она олицетворяла лучшие черты женщин-сибирячек, повседневным образом жизни, поступками, нормами и принципами, всем своим существом излучала энергетику добра, человеколюбия, личной ответственности за каждого, кто рядом.

Страницы биографии

Родилась в 1937 году в Свердловске, позже с родителями приехала в поселок Маклаково. Окончив в 1960 году Енисейский педагогический институт, получила направление на работу в вечернюю школу рабочей молодежи поселка Маклаково, где проработала 20 лет – учителем физики, завучем, директором школы. С 1976 по 1982 годы работала инспектором трудового обучения и профориентации отдела народного образования города, в 1986 году была переведена завучем в новую школу № 15.

Педагогический стаж Дины Петровны – 47 лет, из них более 20 лет – в муниципальном образовательном учреждении «Лицей». С 1971 по 1987 годы избиралась депутатом Енисейского городского Совета, Маклаковского поселкового Совета, Лесосибирского городского Совета.

Дина Петровна – заслуженный учитель Красноярского края, награждена орденом Красного Знамени, почетными грамотами различного уровня. В 2006 году ей присвоено звание «Почетный гражданин города Лесосибирска».

Женщина-легенда

Главным отличительным признаком таких людей, как Дина Петровна, является то, что их образ жизни полностью соответствует их убеждениям. И если убеждения не противоречат моральным и нравственным принципам, принятым человечеством в течение тысячелетий, то они становятся легендой. Вот мы и хотим рассказать об одной необыкновенной женщине-легенде, чей трудовой и нравственный жизненный путь, кажущийся простым и обычным, на самом деле образец человека, учителя и руководителя, с которого каждому захочется брать пример и безмерно уважать.

Из интервью с одноклассницей и коллегой по работе Галиной Демьяновной Наулик (2018 год):

– Свыше 60 лет я была знакома с Диной Петровной Федоровой: мы вместе пошли в детский сад, затем в один класс и так до окончания школы. Поступили в Енисейский пединститут на один факультет, учились в одной группе и жили в общежитии в одной комнате. Судьба и дальше нас не разделяла: после окончания института направили на работу в вечернюю школу № 3 п. Маклаково, где Дина Петровна работала учителем физики, а позже директором этой школы. И, наконец, мы снова оказались вместе в гороно. Она – инспектор, я методист.

Ее семью я знала очень хорошо. Стоит вспомнить, что зерна будущего лежат в семье, в жизненных принципах, заложенных с самого детства. В семье Дины Петровны так и поступали. Ее мама – Наталья Федоровна Мягких – работала инженером в отделе труда Маклаковского лесозавода. Это была очень грамотная, уважаемая в поселке женщина. Одна вырастила и воспитала двух прекрасных умных, скромных, трудолюбивых, справедливых и требовательных дочерей – Дину и Майю, которая стала врачом. Наталья Федоровна помогала растить внука Юрия, который закончил Красноярский технологический институт и стал инженером.

Познавая педагогическое мастерство

Вся жизнь Дины Петровны прошла в поселке Маклаково, а затем в Лесосибирске. Обучаясь в Маклаковской школе № 4, она была увлечена математикой и физикой, так как ценила уроки своих любимых учителей – Антонины Сергеевны Воронковой по математике и Нила Тодоховича Ящука по физике. Нил Тодохович к тому же являлся и классным руководителем. Это был талантливый человек. Он передал Дине Петровне не только знания, опыт, но и сыграл большую роль в формировании ее как учителя и организатора.

Дина Петровна очень много читала, всегда приходила на помощь товарищам в учебе и жизни, была старостой в школе и в вузе. Охотно училась и в школе, и в институте, который закончила очень успешно. В течение первых лет работы ей удалось познать важнейшие секреты педагогической работы и методического мастерства. Ей посчастливилось встретить опытных педагогов и руководителей вечерней школы – Андрея Сильвестровича Кравчука и Евгению Дмитриевну Куриленко. Их ценные рекомендации вошли в творческую копилку молодого педагога. Благодаря им, она становится директором этой школы.

Первые годы были трудными

О начале педагогической деятельности в вечерней школе № 3 вспоминала Валентина Александровна Земляк, коллега:

– Первые годы работы были трудными и в моральном, и в материальном, и в жилищном плане. Мы многого не знали, многого не умели. Дина Петровна ютилась вместе с мужем и маленьким сыном в небольшой комнатке в школе. А так как мы работали в две смены, ей приходилось отдавать ребенка в круглосуточный садик на неделю.

Несмотря на все трудности, никто никогда не видел на лице ее уныния, не слышал жалоб. Она всегда была жизнерадостной, полной энергии. Это был человек добрейшей души. У Дины Петровны было истинное призвание и настоящий талант в общении со взрослыми учениками. Они уважали ее за то, что помогала им советом, вникала в их жизненные проблемы.

Почти еженедельно Дина Петровна присутствовала на планерках тех организаций, где трудились учащиеся. Одним она добивалась места в общежитии, другим помогала устроить ребенка в детский сад или просто найти слова утешения, вселить уверенность в себе. Дина Петровна умела дать не только знания по предмету, но и стать для них авторитетом в жизненных вопросах, воспитать интересными людьми с богатым внутренним миром. Ее труд заслуживал самого искреннего признания и огромной благодарности. Она восхищала нас своим трудолюбием, поразительными способностями, внедрением новых форм и методов обучения, глубокими научными знаниями, своей активной жизненной позицией.

Новая ступень

В 1978 году директора школы Дину Петровну Федоровну переводят в городской отдел образования. Ее перевод в отдел был, как всегда, грамотным кадровым решением заведующего отделом Алексея Платоновича Сизых, так как он не мог не заметить руководящих и педагогических способностей Дины Петровны, ее умений выстроить четкие управленческие шаги по выходу из самых, казалась бы, сложных ситуаций и, что не менее важно, добиться качественных практических результатов.

Функционалом Дины Петровны становятся следующие направления: статистика образования в городе, отчетность и прогнозирование развития учреждений, контроль за вечерними школами. Это очень сложный участок деятельности, так как в это время началась реформа по организации производительного труда, был только что введен в действие межшкольный учебно-производственный комбинат. Много проблем надо было решать по охране труда и технике безопасности. Предстояло реализовать планы по организации рабочих мест для учащихся-старшеклассников на всех предприятиях города и так далее.

Непосредственно от ее расчетов и планов зависело комплектование школ, а значит, и финансирование и укомплектованность педагогическими кадрами. За цифрами только хороший аналитик, каким и была Дина Петровна, мог увидеть проблемы отдельных школ и отдела и способы их решения. Это было время проектирования и строительства новых школ №№ 9 и 15, будущей гимназии, становление ЦДО. А начало этому пути закладывалось в кабинете инспектора Федоровой.

Самостоятельность, творчество, ответственность

В очередной раз Дина Петровна поразила педагогическое сообщество, когда перешла из гороно на должность заместителя директора в школу № 15, еще достраивавшуюся, в которой надо было «запускать» учебно-воспитательный процесс, преодолевать трудности в организации занятий, связанные с временным обучением в других образовательных учреждениях, «встраивать» новую школу в образовательное пространство города.

Работники гороно были постоянными свидетелями человеческой стойкости и целеустремленности руководителя школы Валентины Михайловны Федосеевой и ее заместителей, в числе которых, естественно, лидером была Дина Петровна. Этот дух высочайшей личной ответственности, преданности своему делу, просто героическая внутренняя сила живет в школе до сих пор, и здесь немалая заслуга ее первого завуча Дины Петровны.

Валентина Михайловна Федосеева, директор лицея, педагогический коллектив которого до сих пор помнит и ценит замечательного человека, педагога и товарища Дину Петровну Федорову, рассказывает:

– Говорить о Федоровой Дине Петровне и просто, и сложно, и очень ответственно. Просто – потому что ничего не надо придумывать о ней как об учителе, руководителе, женщине. А сложно – потому что Дина Петровна – человек особенный. Это эталон нравственно-этических ценностей. Для меня она всегда является примером честности, порядочности, трудолюбия, бескорыстия, человечности, высокого интеллекта. Ею можно восхищаться до бесконечности! Ее мудростью, терпимостью, щедростью, безграничным талантом во всех образовательных областях.

Дина Петровна в совершенстве владела русской литературой (особенно поэзией), физикой, математикой, астрономией. Будучи уже в достаточно серьезном возрасте, она – одна из первых людей в городе – осваивала информатику. Изумительный человек в плане образованности.

Она никогда не выставляла своих заслуг и не демонстрировала превосходства в знаниях, обладала необыкновенным чувством меры в иронии, шутке, знала все тонкости психологии детей и взрослых. Дина Петровна умела разглядывать талант в детях, далеко не отличников влюбляла в олимпиадные задания, безбоязненно доверяла им, умела общаться, слушать и слышать ребят. Всегда удивлял ее ровный, системный, целеустремленный и глубокий подход в решении любого вопроса, педагогическая уравновешенность и наблюдательность.

Она совершенно не допускала фамильярности ни со старшими, ни с молодежью. Терпеливое и трепетное отношение к молодым учителям позволяло ей взращивать профессионалов. Она умела говорить об ошибках и недостатках без насмешки, высокомерия и поучительства. После ее советов хотелось стать лучше, следовать ее примеру. Было стыдно и неловко не соответствовать.

Все, что делала Дина Петровна, было всегда основательно и на совесть. До сих пор поражаюсь, как ей удавалось безболезненно разрешать самые трудные вопросы в коллективе, поражаюсь ее рассудительности, скромности, мудрости, силе воли. Ее девиз по жизни был: «Самостоятельность. Творчество. Ответственность».

Ирина ДЕНИСОВА

Материал подготовлен на основе архивных публикаций в газете «Заря Енисея»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.