Главная / новости / От Рождества до Крещения Господня – единый праздник Богоявления

От Рождества до Крещения Господня – единый праздник Богоявления

Великое освящение воды на Богослужении в день Крещения Господня

Какова история, традиции и значения этого святого праздника, длившегося с 6 (с сочельника) по 27 января, до отдания его? Об этом повествуют священнослужители – Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский  и Лесосибирский, настоятель Крестовоздвиженского собора иеромонах Аполлинарий (Обухов), благочинный Лесосибирского округа протоиерей Андрей Чугунов, настоятель храма Андрея Первозванного протоиерей Георгий Селин, настоятель храма Иоанна Кронштадтского протоиерей Сергей Матюнин, иерей Максим Игнатьев.
Вот и снова Рождество – сил небесных торжество. В этот день Христос пришел, чтоб спасти наш мир от зол. Слава вечная ему, побеждающему тьму. Рождество Христово – жар венца и слова, каждый начинает новую судьбу.
Рождество Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа, знакомит нас с городом Вифлеем, расположенным в девяти километрах от Иерусалима. Сердце его – церковь Рождества Христова, построенная в 323 году царицей Еленой над святым вертепом: пещерой, где родился Богомладенец. Во время правления императора Августа в Риме была проведена народная перепись. Прибывшие сюда Иосиф и Мария, которая ждала ребенка, вынуждены были поместиться в пещере, так как мест в гостиницах не хватало из-за многочисленного скопления людей. Здесь Мария и родила Сына Божия, единосущного Богу Отцу. Воплотился он от Святого Духа и Пресвятой Девы Марии, вочеловечился, то есть был истинным человеком, не переставая быть Богом, а Дева Мария есть Богоматерь, Богородица. Молодая мать сама спеленала младенца и положила его в ясли. Первыми его увидели пастухи, которым Ангел Господень сообщил великую радость и указал место его нахождения. Поклонившись Богомладенцу, пастухи удалились, славя и хваля Бога. Через восемь дней, по закону Моисееву, совершили над Ним обрезание и дали Ему имя Иисус, что значит по-гречески – Спаситель. Вскоре после переписи Иосиф и Мария с Младенцем жили в доме. Накануне Рождества Иисуса Христа распространено было верование, что родится в Иудее великий Царь, который будет властвовать над всем миром, и что рождение его будет возвещено явлением необыкновенной звезды. Царь Ирод встревожился, собрав первосвященников, книжников (ученых) приказал найти этого Младенца и известить его о месте его нахождения. «Когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться ему». Волхвы пошли в Вифлеем, путь им указала звезда, двигающаяся по небу с востока, затем вошли в дом, увидели Пресвятую Деву Марию с Младенцем, поклонились ему, поднесли Ему дары: золото – как царю, ладан-как Богу и смирну – как человеку, который должен потерпеть смерть и погребение за грехи людей. Волхвы ушли в свою страну. А Ирод издал указ об убиении всех младенцев, опасаясь потерять свою власть.

Избиение младенцев в Вифлееме (14 тысяч детей). Богомладенца спасло бегство Иосифа и Пресвятой Девы в Египет (во сне к Иосифу явился Ангел Господень и предупредил его о решении Ирода погубить Богомладенца). Сколько лет прожили странники в Египте неизвестно.
С самых ранних детских лет Христос удивлял всех своим необыкновенным разумом и дивной святостью во всех своих поступках. Однажды двенадцатилетний отрок остался незаметно в церкви Иерусалима, где три дня общался с учителями, а родителям, нашедшим его, ответил: « Зачем было вам искать меня? Или вы не знали , что мне должно пребывать в доме Отца Небесного как посланному Богом для спасения людей? Мне должно подвязаться в деле, возложенном на меня Отцом моим Небесным».

После смерти Ирода они переселились в Назарет. Там он жил с родителями, зарабатывая на жизнь ремеслом Своего мнимого отца Иосифа, который был плотником. До тридцати лет по закону иудейскому не позволялось учить в синагогах и быть наставником. Теперь наступило время явления народу Израильскому. К этому моменту появился Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Лк 3:4). Этим предшественником Бога был Иоанн, сын Иерусалимского священника Захарии, родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне.

Возмужав, тридцатилетний Иисус идет на Иордан, на котором совершает крещение Иоанн Креститель Предтеча. Христос пришел из Галилеи, чтобы принять крещение наравне со всеми. Иоанн же говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Христос не имел нужды в крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам по Божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но поскольку Он взял на Себя грехи всего мира, то пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения Предтеча подчинился слову Христову.

Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тот час вышел из воды, так как не имел грехов. Когда же он выходил, отверзлось небо и Дух Святой нисшел на него в видимом образе, как голубь, и послышался голос Небесного отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение».

И явление Христово прославило навеки этот час. И стало миру новою основой.

Да будет праздник этот всеми чтим. И в памяти людской всегда храним.

Он в этот день явился принародно. И голубь с поднебесного холста, как Дух Святой, слетел к Нему свободно. И прозвучал над миром Божий глас: «Сей – Сын Мой!»

Каковы события жизненного пути Иисуса Христа после крещения? Сорокадневный пост в пустыне и трехлетнее общественное служение.

Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением, поскольку в этот день все три Лица Пресвятой Троицы явились людям: «Отец в голосе с неба, Сын – крещаемый по плоти, Дух Святой – сходящий с неба в подобии голубя. Кроме того, этот день знаменует начало общественного служения Христа Спасителя, Его явление народу Израильскому». Не тот день, в который родился Спаситель, нужно называть явлением, – говорит Иоанн Златоуст, – а тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Иисус всем сделался известным, а через крещение. Поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился.

Из Богослужения праздника: «Спасти желая заблудшего человека, не погнушался Ты облечься в образ раба- ведь подобало Тебе, Владыке и Богу, принять нашу природу ради нас, ибо Ты Искупитель, крестившись плотию, прощения удостоил нас. Потому мы взываем Тебе: «Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!».

Более двух тысячелетий православные люди всех стран нашей планеты отмечают христианский праздник – Крещение Господне. Он отмечается ежегодно 19 января и называется Богоявлением.

Православные жители нашего города сознательно готовились к этому празднику: вели умеренный образ жизни, говели (постились), регулярно посещали храмы, слушали священнослужителей и песнопения, молились, предавались духовно-нравственным размышлениям, каялись в своих грехах, причащались, проявляли милосердие.

Несмотря на крещенские морозы, прихожан в храмах не убавилось, а напротив – явно возросло. Единый праздник Богоявление запомнится крещенскими святками и сочельником, Великим освящением воды и Иорданской купелью. В день сочельника – строгий пост и первое Великое освящение воды. Наконец, наступил долгожданный праздник – Крещение Господне. С радостным волнением в этот день лесосибирцы шли в храм Андрея Первозванного, в часовню Святителя, исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), в Крестовоздвиженский собор и в церковь Иоанна Кронштадтского.

Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский, в Рождество и Крещение Господне праздничное Богослужение вел в Крестовоздвиженском соборе, а в сочельник – в храме Андрея Первозванного. Впечатляющей была встреча с высшим Чином церк­ви. Восторженно приветствовали его и священнослужителей все прихожане. С любопытством присутствующие лесосибирцы наблюдали за чином облачения епископа.
В день Богоявления церковная иерархия облачена в белые одеяния, в соборе среди цветов преобладали белые хризантемы и розы, так как белый цвет символизирует духовную чистоту и святость. В течение праздничной Литургии особые чувства духовной радости не покидали всех участников данного Богослужения.

Лучезарный свет незримо озарял храм и верующих. Литургия проходила торжественно, четко при открытых (отверстых) Царских вратах в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз врата Небесного Царства. Прихожане активно принимали участие в молитвах, песнопениях, с благоговением слушали каж­дое слово архипастыря и священнослужителей, принимали участие в Евхаристии. Самым важным Чином на данном праздничном Богослужении был Чин Великого освящения воды.

Святая вода – это источник, текущий в жизнь вечную, это бесценный дар. Чем отличается Крещенская вода от той, которую освящают на молебнах в течение года? Освящение воды принято от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом. Когда Он погрузился в воды Иордана, освятил все водное естество». Начало мира – вода, начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет видимый, ибо Дух Божий носился над водою и повелел из тьмы излиться свету. Святую воду Господь наделил великой силой, но спасти свою душу только с ее силой нам не удастся. По словам Самого Иисуса Христа, без покаяния и Причастия Тела и Крови Христовых не спасется никто.

Это величайшее таинство совершается в храмах. Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, светлости наших помыслов и любви к ближним, как заповедал Христос. В праздник Богоявления святой водой окропляют все в доме, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил все наше жилище. Стены в каждой комнате окропляются с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!» Чудеса от святой воды неисчислимы. К примеру, полное восстановление зрения у женщины, которой окулисты прогнозировали полную слепоту (газета «Прощенное воскресение», 2006 год). А неверующая молодая супруга познала душой и сердцем, что Святая Истина пребывает в Православной Церкви, когда увидела над кувшином со святой водой три огненных языка, исходящих из крещенской воды. Вечером она поехала в приходской храм. Однако Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. Серафим Вырийкий советовал принимать по столовой ложке святую воду каждый час болящим, если они не в состоянии бывать в церкви, проговаривая перед этим нужную молитву. Великое освящение воды совершается только дважды в году – в Сочельник (накануне крещения) и в день Богоявления. В течение года совершается малое освящение воды.

С особым интересом прослушали все проповедь Владыки Никанора, в которой прозвучали и поздравление с праздником, и благословение.
Завершилась Литургия Чином прикосновения мирян к Кресту и окропления Святой водой.

После Литургии прекрасно была организована и проведена раздача «Святой воды». В течение трех дней не прерывался поток лесосибирцев, признающих ее святость и целебные силы. Окропление Святой водой и водное омовение стало обрядом «очищения» человека от скверны, от грехов.
Поэтому в праздник Крещения Господня традиционно купаются в купелях даже в ледяных, в прорубях, в водоемах. Многие лесосибирцы совершили этот чин по месту жительства и в Монастырском озере.

В день Богоявления в церквях проводится Чин крещения. В Крестовоздвиженском храме также после Литургии было проведено крещение. В числе крещаемых были дети и взрослые.

Крещение! Крещение! Для всех Богоявление, Надежды обновление – великий дар Творца. Мы все, конечно, разные, но, светлый праздник празднуя, спешим с великой радостью отдать Христу сердца!

Екатерина КОРОЛЬКОВА