Главная / главное / «Особые» и «обычные» дети будут учиться вместе

«Особые» и «обычные» дети будут учиться вместе

Семинар привлек внимание руководителей, педагогов, специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Семинар привлек внимание руководителей, педагогов, специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

По новому Закону «Об образовании», действующему в России с 1 сентября 2013 года, «необычные дети» могут учиться не только в специализированных школах, но и в обычных общеобразовательных с учетом индивидуальных возможностей. И для этого должны быть созданы специальные условия. Ведь главная цель инклюзивного образования – не тормозить развитие «особых» детей, изолируя их от общества, а дать им возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками.

18 декабря в лицее по инициативе министерства образования и науки Красноярского края и краевого центра психолого-медико-социального сопровождения состоялся семинар для представителей муниципальных образований Приенисейского округа, как раз посвященный вопросам новых аспектов в организации учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Также в семинаре принимали участие специалисты управлений образования, курирующие вопросы обу­чения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, председатели муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий, руководители и педагоги дошкольных и школьных образовательных и общеобразовательных учреждений северных территорий Красноярского края.

Как пояснила начальник отдела специального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Мария Шуранова, если раньше в законе было прописано, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны обу­чаться исключительно в отдельной организации, где должны быть созданы все условия для обучения подобной категории детей, где реализуются особые учебные планы и имеются другие особенности, касаемые организации обучения в данных конкретных учреждениях, то теперь в центре закона находится сам ребенок:

— Сегодня эти дети не могут наравне со сверстниками осваивать образовательную программу, но все должно измениться, и для ребенка, у которого есть возможность обучаться в общеобразовательной школе, будут созданы условия для полной реализации его права на образование, не зависимо от того, где он будет его получать, — подчеркнула Мария Шуранова. — Время изменилось, закон изменился, и наше общество должно уже на это реагировать не только во внешних позывах или общественных факторах, но и в содержательных изменениях подходов к организации обу­чения детей с ограниченными возможностями здоровья.

По словам директора Лесосибирской коррекционной школы Галины Рыбель, эта тема сегодня является очень актуальной:

— Число детей с ограниченными возможностями здоровья за последние годы значительно выросло. Школа для подобной категории учащихся в нашем городе одна, и обучаются в ней дети именно с интеллектуальным недоразвитием. В небольшом здании получают образование 116 ребятишек. Безусловно, то количество мест, которое мы можем предоставить, очень незначительное для действительности нашего города.

Как подчеркнули участники семинара, о закрытии специализированных коррекционных школ речи не идет. Безусловно, сегодня говорится о том, что совместно с «обычными» детьми будут обучаться те дети-инвалиды, которые способны посещать общеобразовательную школу. Дети с ограниченными возможностями здоровья будут приниматься на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Также стоит отметить, что пока механизм работы с такими детьми в общеобразовательных школах нашей страны не отрегулирован. И о совместном обучении «разных» детей можно говорить лишь в будущем.

Кстати, уже сегодня у «особых» детей Красноярского края, которые в силу определенных причин не могут посещать школу, появилась возможность получения образования посредством Интернет-технологий. Так, в 2010 году был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов, который является филиалом Железногорской санаторной школы-интерната. Ряд дистанционных учительских был создан и в крупных населенных пунктах нашего края, в том числе и в Лесосибирске. Расположена такая учительская на базе школы №1. Методистом, осуществляющим организацию учебно-воспитательного процесса является Александра Сизых. На сегодняшний день с помощью дистанционных технологий на лесосибирской площадке обучается 20 школьников.

По новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения смогут организовывать специальные центры, где детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям будут оказывать психологическую, медицинскую и социальную помощь. Возрастает роль психолого-медико-педагогических комиссий, которые должны помочь педагогам и родителям своевременно определить индивидуальные условия образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие меры тесного взаимодействия позволят правильно рассчитать образовательные нагрузки и погрузить ребенка в ту среду, которая, на данный момент, соответствует уровню его развития. Заключение комиссии будет действовать в течение учебного года, затем процедуру можно повторить и вновь выбрать для ребенка оптимальную образовательную программу. Следует отметить, что во внеклассной деятельности такие дети будут задействованы наряду с обычными школьниками.

Ксения ЗАОСТРОВЦЕВА

По новому Закону «Об образовании», действующему в России с 1 сентября 2013 года, «необычные дети» могут учиться не только в специализированных школах, но и в обычных общеобразовательных с учетом индивидуальных возможностей. И для этого должны быть созданы специальные условия. Ведь главная цель инклюзивного образования – не тормозить развитие «особых» детей, изолируя их от общества, а дать им возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками. 18 декабря в лицее по инициативе министерства образования и науки Красноярского края и краевого центра психолого-медико-социального сопровождения состоялся семинар…

Обзор