Главная / новости / ОНФ: Для развития социального сектора НКО нужно разработать эффективный и прозрачный порядок информационной поддержки

ОНФ: Для развития социального сектора НКО нужно разработать эффективный и прозрачный порядок информационной поддержки

Проведенный ОНФ совместно с Ассоциацией волонтерских центров РФ и Союзом добровольцев России опрос показал, что некоммерческие организации нуждаются в информационной поддержке от органов власти: так ответили практически все опрошенные из 203 организаций. Чтобы улучшить взаимодействие НКО и СМИ, по мнению экспертов Народного фронта, стоит создать эффективные и прозрачные механизмы получения социальной рекламы, а также проводить обучающие мероприятия для общественников, рассказывая им о возможностях, открытых перед НКО, и привлекать к освещению этой работы журналистов.

Эксперты ОНФ напоминают, что возможности информационной поддержки СО НКО определены в законе о некоммерческих организациях и рекомендованы Минэкономразвития в специальных методических рекомендациях. В законе прописаны три варианта оказания информподдержки: создание специального портала для СО НКО, выделение эфирных площадей и времени в СМИ, а также социальная реклама некоммерческих проектов.

Как показал проведенный в августе-сентябре этого года опрос, практически все организации согласились с тем, что для привлечения волонтеров и популяризации идей добровольчества им нужны публикации в СМИ. Это также повод привлечь внимание к важным социальным проблемам и рассказать о мероприятиях, важных для социально незащищенных слоев населения. Лишь 6% НКО ответили, что им достаточно прямого общения с собственной аудиторией, социальных сетей или собственного сайта.

Однако существует проблема с тем, что журналистам не всегда интересны мероприятия НКО. Только 27% организаций заявили, что о них когда-либо писали федеральные СМИ. Еще о 6% упоминали всероссийские узкопрофильные издания (например, Московская немецкая газета или газета «Надежда» Всероссийского общества инвалидов). Остальные 67% внимания федеральных СМИ пока не удостоились. 23% опрошенных отметили, что СМИ, зависимые от местных органов власти, пишут преимущественно об НКО, которые близки самой власти. Основной причиной такого состояния дел представители некоммерческих организаций считают нехватку журналистов, которые пишут на социальные темы (об этом рассказали 41% респондентов). Также общественники сетуют, что журналисты иногда описывают мероприятия, но не упоминают их организаторов.

В связи с этим информационная поддержка от органов власти играет немаловажную роль. О том, что они получают информационную поддержку от органов власти, заявили 54% опрошенных организаций, консультационную – 37%. Как показал опрос, лишь 40% НКО подтвердили, что органы власти размещают у себя на сайтах информацию о работе некоммерческой организации, 26% опрошенных власти помогают в привлечении журналистов на мероприятия, и лишь 13% – получают площади и эфирное время в СМИ.

Особая ситуация складывается с социальной рекламой. Закон допускает упоминание СО НКО в такой рекламе и размещение ее по льготным ставкам. Однако рекламодатели часто отказывают общественникам в ее размещении под предлогом, что квота на соцрекламу закончилась (по закону до 5% всего рекламного времени и площадей должны быть отведены на соцрекламу), либо считают, что НКО занимаются саморекламой, желая в дальнейшем оказывать коммерческие услуги.

Опрос, проведенный ОНФ, также выявил, что 60% организаций вообще не знают о норме, согласно которой могут размещать социальную рекламу по льготной квоте. Лишь 24% опрошенных НКО когда-либо размещали соцрекламу. Однако бесплатно разместить удалось рекламу в СМИ или на баннерах лишь 11% организаций: многим в этом вопросе помогли именно органы власти. Общественники также рассказали о многочисленных случаях отказов при размещении, при этом НКО почти единогласно высказались за то, что соцрекламы должно быть больше.

В результате, как отмечают в ОНФ, на практике в рамках соцрекламы часто освещаются не социальные проблемы, а события, организуемые органами власти, а также всевозможные городские праздники и мероприятия (об этом рассказали 51% опрошенных). Это связано с несовершенством законодательства о социальной рекламе, в котором не уточняются возможности для получения социальной рекламы для СО НКО.

«Проведенный экспертами Народного фронта опрос подтвердил, что НКО реально нуждаются в информационной поддержке от органов власти. Нужно менять ситуацию, когда некоммерческие организации, основная задача которых – помогать людям, встречают в своей работе многочисленные барьеры и вынуждены многие из них преодолевать самостоятельно. Мы призываем региональные власти обратить внимание на такую ситуацию и помогать общественникам. Чиновникам в регионах следует помнить, что в конце прошлого года президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин давал поручение завершить формирование правовой базы деятельности НКО без бюрократических проволочек. Чтобы улучшить ситуацию с информационной поддержкой НКО, следует уточнить критерии социальной рекламы и разработать прозрачный порядок ее предоставления СО НКО, а также разделить понятия социальной рекламы и спонсорской рекламы, которая презентует проекты крупных коммерческих корпораций. В области взаимодействия журналистов и общественных организаций стоит уделить основное внимание образовательным программам для общественников и журналистов. Например, разработать курс по социальной журналистике, а для общественников проводить обучающие мероприятия в ресурсных центрах поддержки НКО», – заявила член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Наталья Костенко.

Пресс-служба ОНФ