Главная / новости / Он строил всю жизнь дороги в Лесосибирске и Красноярском крае

Он строил всю жизнь дороги в Лесосибирске и Красноярском крае

В юбилейный для города год мы продолжаем публиковать материалы о людях, которые внесли значительный вклад в становление и развитие Лесосибирска. Сегодня вспомним замечательного человека, жизнь и труд которого были неизменно связаны с дорогами города и края, основателя ГП КК «Лесосибирск-Автодор» Сергея Павловича Портнягина.

Почетный дорожник России

Сергей Портнягин – один из немногих, кто удостоен высокого звания «Почетный дорожник России». Его имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России», которая выходит под патронажем администрации президента Российской Федерации с целью прославления заслуг достойных граждан Отечества. Вот небольшая выдержка из статьи этой энциклопедии:

«С.П. Портнягин занимается содержанием и капитальным ремонтом автодорог протяженностью 1 650 километров на севере региона. Стабильная, качественная работа – главное, что всегда отличало лесосибирских дорожников. С 1978 года ГП КК «Лесосибирск-Автодор» построило и капитально отремонтировало более 200 километров транспортных артерий, взлетно-посадочную полосу одного из районных аэродромов, выпустило 540 тыс. тонн асфальта, возвело более 50 мостов.

Лесосибирские дорожники располагают мощной производственной базой, парком необходимой спецтехники. Укладка асфальта осуществляется по современной технологии. Капитальный ремонт дорог вот уже многие годы производится вахтовым методом, в условиях короткого северного лета. Это позволяет значительно увеличивать объемы и повышать качество работ по возведению земляного полотна, укладке асфальта.

Важнейшим событием для предприятия стало открытие автозимника протяженностью около 500 километров на север, где проживает значительная часть населения Енисейского района. В отсутствие малой авиации эта транспортная артерия является единственным путем доставки продуктов питания и горюче-смазочных материалов в труднодоступные местности. Автозимник, имеющий огромное социальное значение для Енисейского и Туруханского районов, позволяет выезжать местным жителям в райцентры и Красноярск.

В настоящее время в ГП КК «Лесосибирск-Автодор» работают около 400 человек. Здесь созданы все необходимые условия для труда и отдыха. Дорожники имеют возможность восстановить свои силы на юге Красноярского края, где расположена база отдыха предприятия».

Мечтал сидеть за штурвалом самолета

Сергей Павлович Портнягин дорожником стал случайно. Мечтал сидеть за штурвалом самолета, водить по бесконечным небесным просторам воздушные корабли. Мечты мечтами, а в жизни обернулось по-другому: не прошел по конкурсу в летное училище. Может быть, судьба распорядилась так, потому что профессии и летчика, и дорожника в чем-то схожи, связаны с романтикой, неизведанными далями, постоянным присутствием адреналина в крови.

Все начинается с детства. Вырос на берегах красавицы Ангары в поселке Мотыгино. Основная часть жизни прошла на берегах другой большой реки – могучего Енисея. Обе реки слились в судьбе Сергея Павловича в образе «малой родины».

С юных лет привычный к деревенскому труду, С.П. Портнягин уделял немало внимания занятиям спортом. Удачно выступал на лыжных соревнованиях, хорошо играл в волейбол. Поэтому не случайно сразу после окончания школы ему предложили вести уроки физкультуры: поселок испытывал недостаток педагогических кадров.

Строительный отряд «Эдельвейс» автодорожного факультета, командиром которого был Сергей Павлович, считался одним из лучших. Вот как вспоминал он про то время, когда работал на самых северных широтах Советского Союза: на острове Диксон, на Северной Земле:

– На Диксоне мы строили взлетную полосу аэродрома для посадки реактивных самолетов. На Северной Земле возводили гостиницу «Полярник», жилье для полярных экспедиций, другие объекты. Помню, как летели до Диксона 14 часов над Северным Ледовитым океаном на бреющем полете. Ощущения такие, случись что, кругом ни души, только бесконечные льды. Признаюсь, было жутковато. А вообще годы студенчества были бурными и насыщенными. Зато есть что вспомнить.

Оправдывая большие надежды

Общительный от природы, легко сходящийся с людьми, он получил первые навыки работы руководителя в комитете комсомола. Да и в дорожной отрасли Портнягин был уже не новичок, его знали как в краевом управлении, так и на Севере. Поэтому после окончания института Сергея Павловича направили в Минусинское ДРСУ прорабом. Буквально через год его, двадцатисемилетнего, назначают директором недавно созданного хозрасчетного участка в Лесосибирске. На Портнягина сразу возлагались большие надежды, этот небольшой участок должен был со временем вырасти в крупное региональное предприятие, работающее в четырех районах Красноярского края: Казачинском, Пировском, Енисейском и Северо-Енисейском.

– Когда приехал в Лесосибирск, в хозрасчетный строительный участок, увидел ровное поле, практически ничего не было, приходилось начинать с нуля: подбирать кадры, приобретать технику, заслуживать авторитет и признание, – рассказывал в одном из интервью Сергей Павлович. – Совместно с другими дорожными организациями строили автодорогу «Енисейск – Красноярск». Люди, наверное, помнят как 20–25 лет назад трудно было добираться до краевого центра, сколько на это требовалось времени раньше и сколько требуется сейчас.

Основная гордость предприятия – возведенные мосты. Если мост сооружен правильно, грамотно, он нередко становится архитектурным дополнением к местности, его украшением. Я считаю, что мосты – олицетворение дороги, и, если они построены красиво – это прекрасно. Чтобы строить хорошие мосты, нужны огромные профессиональные знания. Во время учебы в институте я защищал диплом по теме «Мосты», и тема меня очень увлекла. За годы работы пришлось воплощать полученные знания на практике, чему я очень рад.

Нас, дорожников, ждут в отдаленных селах, близлежащих поселках, так как дороги – это жизнь. И поэтому мы строим дороги, содержим их, ремонтируем – иначе нельзя. И жаль, что порой предприятия дорожной отрасли испытывают недофинансирование, а народная мудрость гласит: «Не строить дороги еще дороже». Дороги надо строить, причем хорошие, это окупится сторицей.

Работать для людей – это был один из профессиональных принципов Серея Портнягина. «Можно быть технически профессионально грамотным, но если не умеешь работать с людьми – ничего не получится. Это однозначно», – считал он.

Как очень энергичный и творческий человек, Сергей Павлович нередко выступал инициатором многих идей. По его инициативе предприятие взяло шефство над школой № 4. С его подачи был организован краевой автопробег по маршруту «Енисейск – Ярцево – Ворогово – Бор», посвященный референдуму по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ко Дню Победы лесосибирскими дорожниками в 2005 году был отремонтирован автомобиль времен Второй мировой «Урал ЗИС». На такой машине дошел до Берлина отец Сергея Павловича – Павел Петрович.

Память будет жить

В 2013 году 11 декабря Сергею Павловичу исполнилось бы 60 лет. В связи с юбилейной датой на административном здании государственного предприятия Красноярского края «Лесосибирск-Автодор» в тот день была установлена мемориальная памятная плита, состоялось ее торжественное открытие. Возле административного здания собрались директора филиалов, руководители дорожных организаций Красноярского края, коллеги, друзья, те, кто знал Сергея Павловича и работал с ним в разные годы.

– Мысль о том, чтобы увековечить память Сергея Павловича, у нас возникла давно, – сказал на торжественном открытии мемориальной плиты в то время генеральный директор ГП КК «Лесосибирск-Автодор» Андрей Кузьмин. – Эта память нужна городу, людям, тем, кто знал Сергея Павловича, и тем, кто придет сюда работать. И от нас зависит, будут ли следующие поколения помнить людей, которые когда-то создавали это предприятие, развивали его и оставили после себя объекты, которые сегодня делают жизнь удобней, лучше, качественней.

– Сергей Павлович – мой земляк, мы оба с Мотыгинского района, и не раз наши пути пересекались по работе в дорожной отрасли, – выступил с речью глава города Андрей Хохряков. – Городу и краю он оставил много объектов: это и дорога Красноярск – Енисейск, которая когда-то была в гравийном исполнении, и подход к аэропорту в Игарке, и, конечно, обход города Лесосибирска, дорога, которая названа его именем. Нам довелось вместе работать на строительстве объездной дороги в городе (я тогда руководил дорожной организацией ООО «Регион»). Это был достаточно сложный объект, он прошел много согласований с проектировщиками, строительство осложнялось заболоченностью местности. Тем не менее, задача была решена, дорога построена и получила высокую оценку краевой власти и тех, кто сейчас ею пользуется.

В том же году в честь юбилейной даты на уровне Красноярского края был издан приказ о создании с 2014 года почетной грамоты с сопровождением денежной премией почетного дорожника России Сергея Портнягина. Почетная грамота и премия будет присваиваться в День работников дорожного хозяйства по северной группе районов в двух номинациях: молодому специалисту и кадровому работнику за достойный вклад в развитие отрасли. Открытие мемориала и присуждение премии – дань памяти и огромного уважения бессменному руководителю предприятия, основателю ГП КК «Лесосибирск-Автодор» и просто человеку бесценных личных качеств, оставившему яркий след в развитии дорожной отрасли региона.

Сергей Павлович Портнягин похоронен на кладбище города Лесосибирска. В 2011 году его именем названа улица города, расположенная на объездной дороге, на участке от моста через речку Маклаковка до пересечения с улицей Енисейской.

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Сергей Павлович Портнягин – коренной сибиряк, уроженец поселка Мотыгино Красноярского края. На работу в местный производственно-дорожный участок поступил сразу по окончании средней школы. Отслужил в армии, и в 1978 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности «Автомобильные дороги». Уже во время учебы в вузе проявились его смелость и лидерские качества настоящего дорожника. Сергей Портнягин возглавлял студенческий отряд «Эдельвейс», который выезжал на Крайний Север – острова Диксон и архипелаг Северная Земля – для строительства аэродромов и жилья для полярников.

По окончании института Сергей Павлович продолжил работу в одной из дорожных организаций Минусинского района, где был прорабом. Но вскоре перспективного молодого специалиста пригласили возглавить Лесосибирское ДРСУ № 5. Перед организацией, которая только начала развиваться, ставились сложнейшие задачи, и предприятие с ними справлялось. Одной из них стала реконструкция гравийной дороги Енисейского тракта, соединяющего Красноярск и Енисейск. А в 1991 году была сдана в эксплуатацию автомагистраль, исполненная в асфальтобетонном покрытии.

За годы работы Сергея Павловича предприятие претерпело насколько реорганизаций и преобразований, но неизменным оставалось одно – настойчивость, целеустремленность, энергичность руководителя, благодаря которому оно не только оставалось на плаву, но и увеличивало объемы. Сотни километров транспортных артерий, десятки мостовых сооружений, взлетно-посадочная полоса в Игарке, межпоселенческие дороги и, конечно, объездная дорога в Лесосибирске – все это хранит благодарную память о человеке, который строил эти объекты для будущего, для людей. Благодарная память осталась и в сердцах тех, кому он помог как депутат городского Совета. Оказывал помощь ветеранам, творческим организациям, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Он жил заботами избирателей и нередко принимал личное участие в решении их проблем.

В период с 2002 по 2004 год Сергей Портнягин вывел из кризиса одну из крупнейших подрядных организаций региона – «Красноярск-Автодор». Новый руководитель сумел в короткие сроки разработать и реализовать комплекс необходимых антикризисных мер.

В 2004 году Сергей Павлович вернулся и снова возглавил родной «Лесосибирск-Автодор». А 8 января 2011 года, в годовщину его 30-летия в дорожной отрасли, Сергея Павловича не стало.

Ирина ДЕНИСОВА

(Материал подготовлен на основе газетных архивных публикаций)