Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
07 декабря, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
07 декабря, вт

Научные горизонты Лесосибирского педагогического института

18 ноября 2021
26

Актуально, креативно, эффективно

Многолетняя история научной деятельности Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета включает в себя страницы научных достижений, которые позволили институту в настоящее время стать признанным научно-методическим центром педагогического образования в регионе.

Научная деятельность ЛПИ осуществляется в нескольких направлениях:

– научные исследования актуальных проблем в области педагогических, филологических, технических и других наук с публикацией результатов исследования в высокорейтинговых зарубежных научных изданиях, входящих в международные базы данных Web of Science и Scopus;

– организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок с привлечением ученых из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья;

– научное редактирование и рецензирование учебных и научных изданий; официальное оппонирование, научное консультирование, экспертные работы научного характера и др.

Об эффективности такой деятельности свидетельствуют поддержанные гранты различных научных фондов России: «Региональная идентификация и самоидентификация жителей Приенисейской Сибири: литературные дискурсы и их актуализация посредством интерактивной карты» (руководитель – кандидат филологических наук, доцент Тамара Андреевна Бахор), «Создание пакета культурно-исторических и научно-методических образовательных материалов к празднованию 400-летия основания г. Енисейска» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Елена Владиленовна Семенова), «Лучшее научно-популярное издание («Енисейск: диалог сквозь века»)» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Елена Владиленовна Семенова), «Разработка модели формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой трансформации» (руководитель – кандидат экономических наук, доцент Людмила Николаевна Храмова). Уникальные образовательные и культурно-просветительские материалы (в т. ч. программы, учебные пособия и т. п.), созданные в рамках грантовых исследований, способствуют развитию культурно-образовательного пространства региона, а также успешному формированию функциональной грамотности и креативного мышления обучающихся. Практические результаты грантовых проектов востребованы как на региональном уровне в аспекте использования потенциала образовательных ресурсов, так и на муниципальном уровне в плане пополнения педагогических практик.

Примерь профессию

Кроме того, в 2021 году реализуется грант «Примерь профессию – региональный фестиваль профориентации и карьеры» (руководитель – старший преподаватель кафедры психологии развития личности Татьяна Васильевна Шелкунова).

Этот проект стал победителем конкурса по организации проведения мероприятий по профориентации молодежи Краевого фонда науки (код заявки: 2021020107121). Цель фестиваля – создание условий для осуществления профессиональной ориентации обучающихся. В региональном фестивале приняли участие обучающиеся 7–11-х классов общеобразовательных организаций Лесосибирска, Енисейска и Енисейского района. В рамках фестиваля проведены профориентационные мастер-классы, на которых участники познакомились с новыми профессиями психолого-педагогической направленности (тренер по майнд-фитнесу, специалист по психологической детской безопасности, тайм-менеджер, дефектолог), организована профориентационная площадка «Комплексная диагностика – ориентир профессионального выбора» с целью определения склонности к той или иной профессиональной деятельности. С учетом результатов компьютерной диагностики участники фестиваля выбрали профессию будущего, определили, какие компетенции необходимы для овладения ею, а также выстроили индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных профессиональных предпочтений.

Наука – двигатель прогресса

В ходе реализации основных направлений научной и научно-инновационной политики института преподаватели и студенты принимают активное участие в мероприятиях различного уровня и эффективно позиционируются в академическом пространстве, это позволяет сделать результаты исследования доступными широкой аудитории и привлекательными для возможных партнеров.

ЛПИ – филиал СФУ по праву гордится ставшим уже брендовым научным мероприятием – Международными филологическими чтениями памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве», которые ежегодно собирают ученых-филологов, педагогов, аспирантов и магистрантов разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Значимыми для современного научно-образовательного пространства стали международные конференции, проходящие в ЛПИ – филиале СФУ, «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» и «Проблемы иноязычного образования: теория и практика»; всероссийские научно-практические конференции «Социализация личности в условиях образовательного процесса», «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе», «Актуальные проблемы преподавания дисциплин естественнонаучного цикла».

Сборники научных трудов конференций рассылаются в крупнейшие научные библиотеки России и выставляются в Научной электронной библиотеке. Научные мероприятия собирают не только из разных регионов России (Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Иркутская область, Алтайский край, г. Москва и Московская область и др.), ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Киргизия, Белоруссия), но и становятся площадкой для международного научного сотрудничества, приглашая ученых-исследователей из Германии, Швеции, Финляндии, Австрии, Польши, Китая, Италии и других стран.

Издательская и выставочная деятельность

В 2021 году выполнено более 100 научно-исследовательских работ. Из них коллективная монография «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты», статьи в ведущих научных журналах России, таких как «Педагогика», «Право и образование», «Инновации в образовании».

Еще одно важное направление научной работы – редакционно-издательская деятельность, которая включает в себя издание учебно-методической литературы для обеспечения образовательного процесса, подготовку и издание научно-методического журнала института. Опубликованы учебные пособия «Теоретические и практические аспекты работы с детьми-мигрантами», «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска», «Молекулярная физика и термодинамика», «Технологии программирования: от теории к практике», «Теория и технология познавательного развития детей дошкольного возраста», «Формирование функциональной грамотности обучающихся» и др.

Выставочная деятельность является необходимым условием для продвижения информации о научных и учебно-методических разработках института. Ежегодно преподаватели представляют результаты своих работ на международных выставках: Лондонская книжная выставка The London Book Fair 2021 (Англия, Лондон); Frankfurter Buchmesse – Special Edition (Германия, Франкфурт), Мультимедийная выставка в Барселоне LIBERBARCELONA (Испания, Барселона), Московский салон образования (Россия, Москва), Международная выставка-презентация научных, технических, учебно-методических и литературно-художественных изданий (Россия, Москва) и др.

Институт ежегодно разрабатывает перспективные направления научных исследований, обеспечивает выполнение планов научно-исследовательских работ, необходимый теоретический уровень, качество и практическую направленность проводимых исследований; создает временные творческие коллективы (состоящие из штатных работников, студентов, аспирантов и т. д.); обеспечивает интеграцию научной и образовательной деятельности и др.

Научные кружки и творческие центры

Научно-исследовательская работа студентов является критерием эффективности инновационного развития института. Сегодня в ЛПИ – филиале СФУ созданы все условия для активизации научно-исследовательской деятельности студентов, организации работы студенческих творческих центров, системы дополнительного образования, что обеспечивает профессиональное становление будущего специалиста. Студенты нашего института представляют результаты своих научных исследований на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Красноярск и др.).

В настоящее время в ЛПИ работают научные кружки «Музейная педагогика» (руководитель – доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Борисовна Лобанова и заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Зульфия Ульфатовна Колокольникова), «Методико-технологические аспекты использования и проектирования компонентов информационной среды» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания Анна Владимировна Фирер), «Теоретические и прикладные аспекты использования современных информационных технологий в организации обучения математике в условиях реализации ФГОС» (руководитель – доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Вячеславовна Захарова), «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса» (руководитель – заведующий кафедрой психологии развития личности, кандидат психологических наук, доцент Наталья Владимировна Басалаева), «Актуальные вопросы русского языка и речеведения» (руководитель – заведующий кафедрой филологии и языковой коммуникации, кандидат филологических наук, доцент Мария Викторовна Веккессер), «Языковая личность как предмет изучения антропологической лингвистики» (руководитель – доцент кафедры филологии и языковой коммуникации, кандидат филологических наук, доцент Лариса Степановна Шмульская) и др.

Молодым ученым – зеленый свет

Для молодых ученых в ЛПИ – филиале СФУ ежегодно проводятся свои научные мероприятия: Молодежный региональный форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью...» и Всероссийский форум «Ступени», а также региональный фестиваль «Я открываю мир науки» для самых юных исследователей.

Занятие наукой открывает перед студентом новые горизонты в настоящем и будущем, развивает творческое мышление, повышает ответственность и формирует умение отстаивать свою точку зрения. За высокие показатели в научно-исследовательской, учебной и общественной деятельности ежегодно студенты ЛПИ – филиала СФУ становятся победителями стипендиальных конкурсов.

Отрадно и почетно, что в 2021–2022 учебном году в ЛПИ – филиале СФУ четыре стипендиата Президента РФ (Анастасия Васичева, Алина Маринина, Оксана Сластихина, Вероника Смагина); пять стипендиатов Правительства РФ (Анастасия Васичева, Оксана Сластихина, Вероника Смагина, Юлия Мещерова, Екатерина Мелешко).

В 2021 года Анастасия Васичева и Алина Маринина за достижения в области наук об обществе и гуманитарных наук стали обладателями краевой именной стипендии имени первого Губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова; а студентка Вероника Смагина – краевой именной стипендией имени В.П. Астафьева (за достижения в области сценических искусств и литературного творчества).

Признанные высокие результаты студентов являются показателем того, что учеба в Лесосибирском педагогическом институте – это старт не только в профессию, но и в науку. По окончании института наши выпускники успешно продолжают обучение по магистерским программам в ведущих вузах России: Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Томском государственном педагогическом университете (Томск), Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (Красноярск), Сибирском федеральном университете (Красноярск) и др.

Мария Веккессер, Ольга Лобанова, Светлана Мамаева, Наталья БАСАЛАЕВА