В небольших вузах России есть одна особенность, которую с трудом можно найти в больших университетах. Здесь учится немного студентов и у преподавателей есть возможность «дойти» до каждого. Возникает особая атмосфера, когда установление духовного контакта между преподавателем и студентом так же естественно, как, скажем, дышать. Влияние такого общения на студента безгранично, и никакой интернет или искусственный интеллект никогда не заменит его.
Взаимодействие на духовном уровне
Вся история Лесосибирского педагогического института есть не что иное, как история духовного взаимодействия студентов с преподавателями, чьи имена давно стали легендой. Для многих поколений они были и остаются наставниками в самом высоком смысле, несмотря на то, что сами бывшие студенты давно обрели опыт и стали примером для тех, кого они учат. Значит, есть что-то удивительное и вечное, вошедшее в них однажды, что не умирает и остается с ними навсегда, а потом переходит к другим. Какое-то таинство, сродни рождению человека. Только в этом случае мы говорим о духовном становлении личности.
Педагог от Бога
Хочу написать о человеке, чья судьба типична и уникальна одновременно. Типична, потому что он был частью истории нашей страны в трудные военные годы и разделил тяготы сурового времени с миллионами своих сверстников. А уникальна, потому что был педагогом от Бога. А этот дар дается не каждому.
Семенов Иван Иванович. Это имя, кажется, навсегда связано с историей Енисейского (Лесосибирского) педагогического института. В далеком 1964 году он с семьей приехал в небольшой сибирский городок Енисейск, где в педагогическом институте его жизнь началась словно с чистого листа. А ведь за плечами была работа директором сельской школы, которую он смог сделать за 15 лет одной из лучших в районе. Но он понимал, что высшая школа предъявляет человеку другие требования, поэтому с первого дня стремился соответствовать им.
Начинал с должности ассистента, а когда готовился поступать в аспирантуру, решил, что надо сдать еще один экзамен – по истории педагогики, хотя это было лишнее. Готовился очень серьезно, и это имея диплом историка, который он получил в Пензенском педагогическом институте! Поразительно, но потом Иван Иванович никогда не вел курс истории педагогики, а много лет читал то, что было близко его душе – педагогику. Он увлеченно и даже с каким-то азартом вводил студентов в мир сложных взаимоотношений взрослых и детей, и всегда это было честно, порой жестко, как это бывает в жизни, а не в учебниках. При этом Иван Иванович был всегда добр к студентам, прощал им многое, понимая, что никто и никогда не поймет, что такое педагогика, пока не встретится глазами с детьми.
Две страсти
Но, помимо преподавания любимой педагогики, были у Ивана Ивановича две страсти в жизни: любовь к технике и фотография. Он не мог просто купить мотоцикл и ездить на нем, ему надо было обязательно что-то усовершенствовать и изменить в этом, казалось бы, простом транспортном средстве, будь то какие-то особые фонари или педали. А фотография… После ухода Ивана Ивановича из жизни остался солидный архив его выписок о фотоделе, коллекция уникальных книг по фотоискусству и старинных фотоаппаратов. А уж когда речь заходила о проявлении пленок, то тут вся семья замирала, ведь проявлялись фотографии любимого внука!
Они хранятся в семье его сына не просто как память о детстве маленького Вани, а еще и как образец фотоискусства, где автору удалось поймать настроение, тот момент, когда хочется воскликнуть: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Наверное, не случайно на склоне лет Иван Иванович вел занятия по фото с воспитанниками лесосибирской школы-интерната, увлеченно раскрывая перед детьми глубинные тайны этого вида искусства.
Уроки жизни
Я не была студенткой Ивана Ивановича, не слушала его лекции, не сидела на его семинарах. Но в течение многих лет общалась с ним и сейчас могу сказать, что часы долгих разговоров о жизни и профессии стали для меня во многом отправной точкой в моем личностном и профессиональном росте. Он часто вспоминал своих бывших учеников, студентов, радовался их успехам, следил за тем, как сложилась их жизнь. И это тоже были уроки жизни.
Я часто задумывалась, откуда в этом человеке столько жизнелюбия и душевной щедрости? И в итоге поняла. Истоки в юности Ивана Ивановича, когда он в неполные 18 лет был призван на фронт, воевал на Ленинградском, Волховском и Белорусском фронтах в составе артиллерийских войск, был контужен, дошел до Берлина. Видел многое, испытал, передумал. Был и остался патриотом, поэтому больно переживал события, которые выпали на долю нашей страны в 90-е годы. Уже тогда ни одно из его выступлений не обходилось без жесткой критики попыток переиначивания и переписывания истории, что особенно остро мы переживаем сегодня. И неважно, какая была перед ним аудитория – школьники, ветераны войны или воины-афганцы – везде яркий оратор ветеран войны Семенов И.И. был убежден в своей правоте и отстаивал ее.
С комсомольским приветом
На фронте он стал коммунистом, а после войны много сил отдавал общественной работе, был председателем городской организации ветеранов, депутатом городского Совета, увлеченно работал в обществе «Знание».
Дозвониться до Ивана Ивановича было иногда просто невозможно, телефон разрывался: люди звонили по самым разным поводам: просили помочь, делились впечатлениями, обсуждали важные проблемы. Беря трубку, он отвечал своим неизменным «С комсомольским приветом!»
Но у него было больше дел, чем разговоров. Наверняка, каждому жителю города знакомо здание Дома ветеранов, которое было построено по инициативе И.И. Семенова. И все это без шума, просто потому что по-другому он не мог.
Предмет гордости скромного человека
Он был чрезвычайно скромным человеком. Имея множество военных наград, не любил говорить о войне, как и многие его ровесники, по чьей судьбе она прошлась жестоко. Кто-то обозлился, кто-то потерялся в мирной жизни, а Семенов Иван Иванович воплотил свое истинное призвание – педагогическое.
Но был все-таки предмет гордости в жизни Ивана Ивановича, о котором он говорил с особым трепетом. Его дети получили педагогическое образование, сын, Семенов Владимир Иванович, много лет трудился в родном вузе и оставил там добрый след, будучи проректором по науке, дочь работала преподавателем английского языка, а общий стаж педагогической династии Семеновых, включая детей, жену, невесток, составляет более 200 лет. Есть чем гордиться.
Иногда мне казалось, что Иван Иванович проживает несколько жизней сразу в отведенное ему время. Его девизом было изречение «Не верь, не бойся, не проси!», но он постоянно нарушал его. Верил в лучшее, боялся быть неуслышанным и непонятым, просил не для себя, а для других людей.
И если уж говорить о Иване Ивановиче как о наставнике, то он, особо не вникая в смысл этого понятия, был им. Для него абсурдом было бы отмечать Год педагога и наставника в каком-то конкретном году, потому что вся его жизнь была посвящена детям, студентам, коллегам.
…И еще один секрет Ивана Ивановича открылся мне за годы общения с ним. Себя он часто называл «смоленский мальчишка Иван». Таким «мальчишкой» он оставался всю жизнь, не утратив способности удивляться и помнить свое детство, а это и есть самое главное, когда мы вглядываемся в детские глаза.
Елена Семенова, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета