Главная / главное / Лесосибирской школе №2 — 60 лет

Лесосибирской школе №2 — 60 лет

Почетный гость Юрий Захаринский на празднике, посвященном Последнему звонку 2013 года

Почетный гость Юрий Захаринский на празднике,
посвященном Последнему звонку 2013 года

Этот славный юбилей отмечает первого ноября общеобразовательная школа №2 Лесосибирска, получившая в начале XXI века статус «Школы года»-2000, «Школы века», «Академической школы» и «Лучшей школы России» — 2010, 2011, 2012, 2013 годов. Школе – юбиляру есть чем гордиться: на её счету – 4278 выпускников, 133 медалиста, среди которых – 56 обладателей золотых, 77 – серебряных медалей, 47 выпусков. Имена учащихся и педагогов данной школы среди имён победителей и призёров всероссийских конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад всех уровней. Залогом достижений учащихся и престижности школы №2 является самоотверженный труд и новаторское творчество высококвалифицированного педагогического коллектива. Категорийных учителей – 80%, из них с высшей – 25%, Отличников народного просвещения – 13, Почётных работников общего образования – 5. Коллектив работающих – 71, их них педагогов – 46 человек. Арсенал методического опыта и добрые традиции этой школы заимствуют педагоги нашего города, края и даже США.

Круглой даты блестит позолота,
Сколько лет и зим в ней слилось?
Не забыть долгих лет ни на йоту,
Из того, что сбылось – не сбылось.

Вехи памяти листают страницы летописи старейшей школы минувшей эпохи и Новой школы XXI века. Каков же путь советской школы №2 к общеобразовательному учреждению эпохи великих перемен? Поистине тернистый и заслуживающий высокого признания. На протяжении шестидесяти лет динамика развития данной школы зависела от тактики и стратегии образования в нашей стране, от его приоритетных концепций. А ныне развивается наша Новая школа в рамках приоритетной национальной программы модернизации российского образования.

60 лет тому назад, в 1953 году, в молодом посёлке Новомаклаково открылась начальная школа №52 на ул.Первомайская в щитовом доме. Директором её Енисейский районо назначил Анну Андреевну Родину, учителем первоклассников – Е.Ф.Варыгину. В ней обучалось 42 ученика. В 1958 году эта школа была преобразована в семилетнюю, в ней обучалось уже 219 учащихся. Руководил ею директор – Г.А.Шалунов, завучем была мудрая, опытная Н.А.Озорникова, филолог, авторитетный секретарь РК комсомола Северо-Енисейского. Первый выпуск семиклассников состоялся в 1960 году. Через год, в 1961 году, школа № 52 стала восьмилетней, в ней обучалось уже 500 человек, число учителей – 20.

Между тем перспективный посёлок рос, прибывали новые жители, строители его, в семьях многих из них были дети. Число школьников росло, нужна была новая школа. Через 5 лет она появилась – деревянные двухэтажные здания по улице Победы и в Энерголесе. Время вносило новую корректировку в систему образования. А в 1964 году учащимся нашего посёлка повезло – школа эта стала средней под № 9, ведь 12 лет им приходилось продолжать обучение в посёлке Маклаково.

1978 год. Он стал поистине знаменательным! Первый секретарь городского комитета КПСС Николай Терентьевич Колпаков, возглавлявший штаб по строительству новой школы, разрезал символическую ленту и поздравил с новосельем учащихся и педагогов. Не описать восторга детей, вошедших в просторные, светлые кабинеты, по-современному оборудованные и освещенные.

Педагогическими кадрами школа была укомплектована благодаря кадровой политике отдела народного образования Енисейского района, а также оперативному обеспечению жилплощадью всех педагогов. Однако не везло ей с руководителями. В течение двадцати лет в ней сменилось семь директоров: В.Н.Заборцев, Я.И.Команев,А.С.Сапожникова, В.В.Умрихин, В.Н.Заборцев, П.М.Антонов, Н.И.Кононова. И только в 1986 году фортуна разрешила главную проблему: напутствовала на управление школой её выпускницу С.А.Солодкову, уже прошедшую хорошую стажировку в должности заместителя директора по учебной части. 27-й год Светлана Александровна успешно возглавляет педагогический коллектив. Она ведёт школьный корабль в Страну научных знаний, инновационных поисков и совместных проектов, где преобладает личностно-ориентированное обучение. Отличные знания школьной программы, базисного плана, приоритетных государственных задач в области образования в рамках его модернизации, деловые и гражданские качества С.А.Солодковой, мудрое познание потенциала каждого педагога, методическая грамотность и опыт работы с учащимися – залог успешной управленческой деятельности администрации и научной организации труда педагогов данной школы, признанной неоднократно «Лучшей школой РФ».

Своими достижениями школа-юбиляр обязана всем трём поколениям педагогов, их самоотверженному труду, всегда направленному по пути творческого поиска, внедрению в практику преподавания новых починов, способствующих развитию потенциальных возможностей как учащихся, так так и учителей. Глубоко погружались в секреты научной организации своего труда педагоги первого поколения: филологи Н.А.Озорникова, Е.Е.Шалунова, Г.А.Машукова, математики А.И.Чульмякова, Э.Р.Филатова, А.А.Горяева, В.В.Квиткевич, Н.А.Молчанова, Л.Ф.Попова, историки Я.И.Команев, Н.В.Салаткин, Т.М.Заборцева, географ Н.М.Трегубова, физики В.Н.Заборцев, Б.М.Филатов, В.Н.Заборцев; химики Н.Г.Мизонова, А.С.Полянина, учителя начальных классов А.А.Команева, М.В.Симонова. Дорожа честью своего педагогического коллектива, они изо дня в день совершенствовали свое профессиональное мастерство, идя в ногу со временем, внедряя в практику своей работы новые почины и методы преподавания и развития личности ученика, отдавая должное дифференцированному и индивидуальному обучению.

Достойными преемниками стали педагоги второго поколения: С.А.Солодкова, ставшая бессменным директором, управленцем новой эпохи. Она благодарна своим наставникам и коллегам: А.А.Кржижановскому, Е.Ф.Колпаковой, В.М.Добрицкой, А.И.Белецкой, Н.А.Роговой, М.М.Тарановой, В.В.Савченко,С.Б.Рахматуллиной, В.М.Чиняевой, Т.А.Шкуратовой, Н.Ф.Костюковой, С.С.Кирьян, Т.А.Суздалевой,З.И.Деревянных, О.Д.Дранкевич, Н.Д.Тарасенко, З.И.Кузнецовой. Множество их замыслов, починов, новаторских технологий вошли в методический арсенал школы. Все они преследовали главную цель – качественное образование и воспитание, формирующее гуманные взаимоотношения учеников, их родителей и педагогов. Приоритетными направлениями в эти годы учителя считали психолого-педагогическую диагностику, ведущую к мотивации в обучении, к самообразованию, к самореализации, стимулируя тем самым развитие индивидуального потенциала, творческую самореализацию. Закономерно, логично поэтому желание школьников участвовать в олимпиадах, научно-практических конференциях всех уровней. Число победителей и призёров в смотрах интеллектуальных способностей росло с каждым годом, среди выпускников- число медалистов. Должное внимание уделялось спортивному и эстетическому воспитанию, что содействовало всестороннему развитию личности учащихся.

В ногу со своими наставниками трудится третье поколение педагогов. Им выпала большая честь в эпоху перестройки – реализация всех приоритетных составляющих концепции по модернизации образования и задач национальной инициативы «Наша новая школа»: общее и профессиональное образование как ресурс развития территории, деятельность методической службы как ресурс развития системы образования. С гордостью стажисты называют имена молодых педагогов, выпускников этой школы, ставших заместителями директора: Т.Н.Беденко, Л.Ю.Власову, О.В.Жданову и учителей Ж.А.Новосёлову, И.И.Корзунову, Н.Н.Андрюшкину и Т.А.Полынцеву.

Диалог от всей души
Какое самое яркое событие или самые памятные уроки оставили неизгладимое впечатление на всю вашу жизнь? Ваше мнение о новой школе, о реалиях её модернизации?

Альбина Ивановна Белецкая, заслуженный учитель (общий педстаж – 46 лет):
— Я мечтала о профессии учителя с детства. Мне довелось работать в Стрелке, Красноярске, Мотыгино. И ровно 35 лет в школе №2 преподавать математику. Здесь я состоялась как профессионал, за что благодарна своим коллегам и администрации школы. Каждый урок вспоминаю как праздник. Самыми памятными считала экзамены выпускников, так как они были зеркалом нашей работы. Каждый педагог должен обладать самым главным талантом – умением любить детей и свою профессию. Мне довелось поработать с десятью директорами школ. Все они по-своему хороши. Но скажу прямо: С.А.Солодкова – руководитель грамотный, мудрый, живущий интересами детей и коллег. Честь школы для неё превыше всего.

Татьяна Николаевна Беденко, филолог, завуч с педагогическим стажем 26 лет:
— Я не мыслю своей жизни вне школы. В ней я состоялась как педагог, на моём счету уже множество выпускников, все они состоялись, стали хорошими профессионалами в различных сферах социальной и экономической жизни. Самый памятный день – приём в пионеры, затем – избрание меня председателем дружины, важнейшее событие – открытие данной школы в 1978 году, когда я стояла рядом с Н.Т.Колпаковым и читала стих. Как учитель, с отрадой вспоминаю открытие лицейского класса в школе и встречи со своими выпускниками, на одной из которых Раиса Браун, золотая медалистка, сказала: «Пока в школе работают такие учителя, как наши, ей никакие реформы не нужны». Накануне юбилея школы желаю учителям земного счастья, удачи на ниве просвещения, а ученикам – глубоких знаний, развития своего потенциала!

Нина Евгеньевна Гусельникова, председатель родительского комитета:
— Эту школу закончили с золотой медалью моя дочь Наталья и сын Дмитрий. Я бесконечно благодарна педагогическому коллективу за чуткость и великодушие, за глубокие знания моих детей, за их всестороннее развитие. Благодаря педагогам и компетентной администрации школы мои дети развили свои творческие способности и воспитали свои волевые качества. Здесь уделяется должное внимание эстетическому и спортивному воспитанию. Мой сын – обладатель коричневого пояса по каратэ, участник Кремлевской новогодней елки. Оба они – многократные победители предметных олимпиад, научно-практических конференций.

Продолжение следует в ближайших номерах газеты. В нём пойдёт речь о юбилейном торжестве, о достижениях школы, успехах учащихся, их увлечениях, о роли семьи, родителей и общественности.

Екатерина КОРОЛЬКОВА