Главная / новости / История лесопроизводства на территории Лесосибирска. Продолжение

История лесопроизводства на территории Лесосибирска. Продолжение

Маклаковский лесозавод, 1917 год (вид со стороны р. Маклаковка)

Продолжаем публикацию глав из книги историка Сергея Максимова, научного сотрудника Лесосибирского краеведческого музея.

Продолжение. Начало см. тут и тут

Год основания лесозавода

В целом на строительство и установку оборудования ушло около семи месяцев, тем не менее точную дату запуска лесозавода назвать сложно, так как непонятно, с какого месяца идет этот семимесячный отчет. Упоминаются лишь такие фразы «летом появились важные люди», «осенью стали завозить оборудование». Документов, имеющих точные факты, нет, а имеющиеся документы дают противоречивую информацию. Итак, начатые летом–осенью 1916 года строительные работы были завершены на границе 1916–1917 годов, примерно в это время завод и был запущен. Поэтому до сих пор не ясно, какой год считать стартовым. Тем не менее справочная книжка Енисейского ГСНХ от 1923 года четко определяет начало работы лесозавода с 1917 года. Однако Колтуновский в своих воспоминаниях упоминает, что до мобилизации в царскую армию 6 февраля 1917 года он уже успел поработать на заводе в качестве молотобойца, а затем «кочегара на временно установленный котел». Вероятнее всего завод заработал еще в недостроенном виде, то есть в конце 1916 года. В полную силу завод был запущен лишь в 1917 году. Не случайно в одном из документов от августа 1917 года упоминается фраза «после шестимесячной работы завода». Следовательно, в этом году завод был запущен в феврале.

Почему же в Лесосибирске общепризнана точка зрения о появления лесозавода в 1916 году? Стремление назвать более раннюю дату основания завода заставляло выдавать подготовительные работы на нем или работу временных, отдельных составных частей завода во время строительных работ за стартовую точку запуска завода. Тем более официального открытия завода, символического распила первого бревна не было, не было и документов, подтверждающих сии факты. Есть только документы, раскрывающие косвенные свидетельства о его появлении.

Местоположение лесозавода

Лесозавод Лида располагался на левом берегу р. Маклаковка, чуть выше ее устья, в районе между р. Енисей и современной улицей Восстания. Подробная детализация определения местоположения завода практически невозможна, нет источниковых данных. Тем не менее все же попытаемся это сделать по косвенным данным. Судя по Проектному плану от 1855 года, на берегу р. Маклаковка у главной дороги располагались крестьянские дворы. Следовательно, расположить завод можно было только в болотистой низине, непосредственно у самого устья.

Данную точку зрения подтверждает фотодокумент от 1917 года, на котором мы видим два основных здания лесозавода, и расположены они на левом берегу у самого устья Маклаковки. Однако, по воспоминаниям И.К. Игнатьева, завод занимал территорию от устья до главной улицы. По этим воспоминаниям была реконструирована даже карта деревни Маклаково с датировкой от 1909 года, с обозначением завода, которого в этом году еще не было. Следовательно возникает вопрос, а стоит ли доверять такому источнику, который допускает такие грубые хронологические ошибки? Археологические исследования, вероятнее всего, тоже не дадут ответ на поставленный нами вопрос из-за гибели культурного слоя вследствие длительной производственной деятельности на этом месте.

Значит, проблема определения месторасположения завода остается открытой, а нам приходится довольствоваться лишь приблизительными ориентирами. Поэтому до появления новых источников, раскрывающих точное местоположение завода, мы будем придерживаться версии о его положении у самого устья р. Маклаковка.

Почему завод был построен именно в деревне Маклаково?

Устье Маклаковки представляло собой идеальное вместилище для хранения плотов, удобный канал для подачи бревен к пилорамам и хорошую бухту для пароходов и барж. Дело в том, что изгиб устья р. Маклаковка представлял собой тихую заводь, где почти не было течения, что позволяло не только накапливать бревна в плотах, но и по воде бревна подгонять к цеху лесозавода. Одновременно устье было достаточно глубоким, чтобы заходить в него пароходам и баржам для загрузки пиломатериала. Не случайно с 1892 по 1914 годы здесь существовала гавань для ремонта пароходов.

Производственные здания и сооружения, техническое состояние лесозавода

Большинство лесопильных заводов того времени работали сезонно. Заводы, обеспечиваемые трелюемым из леса сырьем, работали зимой, а летом резко сокращали производство и распускали рабочих на сельскохозяйственные работы. Заводы, работающие на сплавном сырье, наоборот, активно работали летом и осенью, а зимой либо сокращали активность, либо останавливались. Вероятнее всего, к последним относился Маклаковский лесозавод, сезонно прекращая работы в ноябре и снова их начиная в феврале. Именно так следует понимать слова, часто фигурирующие в документах: «в связи с окончанием дела». Данную точку зрения доказывает содержание другого документа: «После августовской забастовки на заводе преступлено было к ремонту тех частей, которые требовали ремонта после шестимесячной работы в 1917 году, чтобы подготовить завод к спуску в феврале 1918 года». Однако окончательно завод был остановлен только 18 ноября 1917 г. То есть получается, в феврале 1917 года завод запустили, в ноябре закрыли и в феврале 1918 года планировали запустить вновь.

Каким же образом выглядел технический процесс работы Маклаковского лесозавода? На плотах сырьевой лес доставлялся по Енисею, который заготавливался не только в округе, но и на р. Ангара. Далее плоты загонялись в устье р. Маклаковка, где лес с помощью конной тяги выкатывался из воды, затем вручную раскатывался по штабелям на бирже для хранения леса, дожидаясь, когда дойдет его очередь отправиться на пилораму.

Бревна для пилорам на второй этаж двухэтажного здания с улицы подавались с помощью цепного барабана. Внутри рамного цеха непосредственно к рамам бревна подтаскивались на вагонетках. Было 8 вагонеток, по 4 на одну раму. На заводе имелись две лесопильные рамы системы «Болиндер» (шведская фирма, крупнейший производитель лесопильных рам и паровых двигателей), с пропускной способностью 200 бревен в смену. На первом этаже со второго этажа принимали пиленый материал и на тележках на железных ходах его откатывали на улицу. Опилки со второго этажа из рамного цеха ссыпались на первый этаж в самотаски для опилок, на которых они и вывозились из здания.

Одновременно для подсобных работ с пиломатериалами или для ремонта оборудования использовались следующие станки: токарный, сверлильный, строгальный, обрезной, ребровый, клепочный, концеравнительный, делительный, дроворезный и сортировочный. Все вышеперечисленные механизмы приводились в движение через трансмиссию с многочисленными приводными ремнями паровой машиной мощностью 170 л.с. с двумя котлами системы «Паукша» и «Мартин», изготовленными шведской фирмой «Болиндер». Топливным материалом для них служили отходы лесопиления: горбыль, бракованная доска, щепа, стружка, опилки и т. д. Помимо основной паровой машины в документах упоминаются еще две вспомогательные, маломощные, 25 л.с. и 10 л.с. соответственно. Для питания паровых котлов устроен бассейн с водой, в который она подается через водогон с помощью паровой донки (поршневой насос для перекачки воды) из колодца, рядом с которым для тушения пожаров находится ручная пожарная машина с рукавами и брандспойтом. Откатанный пиленый материал на улице погружался на телеги и отвозился на лошадях либо на открытую площадку для хранения штабелей пиломатериалов, либо к причаленным баржам к берегу, на которые осуществлялась погрузка вплечевую. Для буксировки барж или плотов использовали имеющиеся при заводе 2 катера (лихтер «Север» и катер «Иона», один на нефтяном двигателе, другой на бензиновом двигателе).

На заводе имелось электричество, вырабатываемое динамо-машиной, главный машинный двигатель которой, вероятнее всего, был внутреннего сгорания, работающий на керосине (нефтяной двигатель), возможно тоже производства фирмы «Болиндер». Не случайно на складах завода хранилось только керосиновое топливо.

Продолжение следует.

Материал подготовила Кристина УГОЛЬНОВА