
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В городе реализуется Муниципальная модель развития инклюзивного образования, предназначена она для целостного понимания и организации работы в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения межведомственного взаимодействия, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на территории города Лесосибирска.
Также в каждой образовательной организации (17 детских садах и 9 школах) реализуется модель инклюзивного образования.
Нормативным основанием разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, другие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в Российской Федерации.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в муниципалитете осуществляют различные образовательные организации: 9 общеобразовательных организаций, 17 дошкольных образовательных организаций, 1 общеобразовательная школа, 1 частная общеобразовательная организация, учреждения среднего профессионального образования.
Формы получения образования детьми с ОВЗ:
– обучение в специальных классах (школы №№ 4, 6, 8, краевая общеобразовательная школа);
– обучение в общеобразовательных классах (инклюзия);
– обучение на дому;
– индивидуальное обучение в образовательной организации;
– семейная форма образования;
– дистанционное обучение (КБОУ «Школа дистанционного образования»)
– обучение по программам дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (детские сады №№ 10, 54, 55);
– обучение по программам дошкольного образования в группах комбинированной направленности (детские сады №№ 7, 55).
С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ функционирует городская психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК). Положение о ПМПК и ее составе утверждены Постановлением администрации города Лесосибирска Красноярского края от 20.03.2014 года № 378 «О формировании городской психолого-медико-педагогической комиссии».
ПМПК создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Основные направления деятельности комиссии:
– проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
– подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
– осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
– участие в организации информационно–просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Комиссия осуществляет:
– координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
– проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
На основании рекомендаций ПМПК в образовательных организациях создаются специальные условия для получения доступного образования детьми с ОВЗ:
– адаптированная образовательная программа;
–безбарьерная универсальная среда (архитектурная доступность, материально-техническое, методическое, кадровое обеспечение).
Она частично создана в четырех общеобразовательных организациях, в трех дошкольных образовательных организациях.
За счет федеральных средств по государственной программе РФ «Доступная среда» универсальная безбарьерная среда создана в школе № 6», детских садах № 54 «Золушка» и № 55 «Радость».
В 100% образовательных учреждений утверждены паспорта доступности, выполняются мероприятия по повышению доступности согласно дорожной карте.
Получение дополнительного образования детьми с ОВЗ возможно в различных учреждениях:
– в образовательных организациях;
– в Центре дополнительного образования;
– в учреждениях дополнительного образования отрасли «Культура»;
– в спортивных учреждениях.
Материал подготовила Кристина УГОЛЬНОВА
(продолжение следует)