
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья входит в национальный проект «Образование» и реализуется согласно Муниципальной модели развития инклюзивного образования.
(Окончание. Начало тут)
Адаптивная физкультура
На базе Спортивной школы по видам единоборств создано отделение адаптивной физкультуры для людей с ОВЗ и инвалидностью. С 2018 года Лесосибирск является базовой площадкой по развитию адаптивной физической культуры и спорту северных территорий Красноярского края.
На отделении дети с ОВЗ занимаются спортом и лечебной физкультурой.
Оказание услуг по ранней помощи осуществляется следующими организациями:
– дошкольные образовательные организации, в которых созданы консультационные пункты;
– ПМПК;
– городская родительская гостиная (при детском саду № 54).
Работа консультационных пунктов направлена на оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ, находящихся на семейном образовании, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Информация о деятельности консультационных пунктов размещена на сайтах дошкольных образовательных организаций.
Консультационные пункты созданы во всех 17 дошкольных образовательных организациях, из них 3 ресурсных на базе детских садов №№ 10, 54, 55.
Однако существует ряд дефицитов в организации работы консультационных пунктов, а именно дефицит педагогических кадров (педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов), отсутствие помещений для оказания консультативных, методических, диагностических и психолого-педагогических услуг.
Образовательная среда для качественной работы консультационных пунктов требует оптимизации ресурсов. Ресурсный потенциал в области оказания качественной консультативной помощи родителям детей 0–3 г, в т. ч. с ОВЗ, наиболее развит в трех дошкольных образовательных организациях (детсады №№ 10, 54, 55), находящихся в разных частях города, именно эти учреждения стали ресурсными.
Гостиная для родителей
Городская родительская гостиная «Растим малыша», созданная при МБДОУ «Детский сад № 54 «Золушка», открывает свои двери 1 раз в квартал. Цель гостиной – обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей раннего возраста.
К участию в работе гостиной приглашаются родители (законные представители) с детьми раннего возраста, не посещающими дошкольные учреждения города. Оповещение родителей о предстоящей встрече происходит через средства массовой информации, интернет и городскую детскую поликлинику.
Встречи в гостиной «Растим малыша» проходят в форме игровых обучающих занятий, способствующих формированию у родителей представлений об особенностях и закономерностях развития детей раннего возраста. Педагоги проводят игры и игровые упражнения, направленные на сенсорное, физическое, познавательное, речевое и творческое развитие детей. Полученный опыт родителям рекомендуется применять дома.
Социализация
Социализация и трудовая занятость детей с ОВЗ осуществляется через разные формы:
1. Организация трудового обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.
2. Организация профориентационных мероприятий, в том числе межведомственных. С этой целью в городе функционирует координационный совет по профориентации при администрации; реализуются муниципальные мероприятия (профориентационный проект «ВкусНотка»; городской профориентационный фестиваль «Дороги, которые мы выбираем»; профориентационный проект «Праздник своими руками», межведомственный фестиваль профессиональных проб).
3. Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с учреждениями среднего профессионального образования. На сегодняшний день учреждения среднего профессионального образования города Лесосибирска детям с ОВЗ предлагают следующие профессии: кухонный работник, слесарь механосборочных работ).
4. В городе большое внимание уделяется сотрудничеству с работодателями. С этой целью функционирует координационный совет по профориентации, куда приглашаются работодатели, в том числе обсуждаются вопросы трудоустройства выпускников с ОВЗ общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
5. Участие в чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Среди участников чемпионата ученики краевой общеобразовательной школы и студенты среднего профессионального образования города Лесосибирска.
Методическое сопровождение
Сопровождение детей с ОВЗ в городе Лесосибирске осуществляют разные службы и организации. Межведомственное взаимодействие необходимо для эффективной реализации инклюзивного образования.
В муниципалитете создана система методического сопровождения инклюзивного образования. Работу по методическому сопровождению инклюзивного образования в городе осуществляет МБУ «Межшкольный информационно-методический центр», оно ведется через работу городских методических объединений, метапредметных методических кафедр, муниципальных методических кластеров, методических семинаров, вебинаров, организацию курсов повышения квалификации, переподготовки.
Метапредметные методические кафедры
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальные методические кластеры
«Система поддержки в условиях самоопределения и профессиональной ориентации учащихся в соответствии их психофизическим особенностям»
Городские методические объединения
ГМО педагогов-психологов
ГМО учителей коррекционных классов
ГМО учителей-логопедов
ГМО раннего развития детей в возрасте до 3-х лет
Городская методическая площадка (ГМП) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Общественные задачи
Важным при организации инклюзивного образования является привлечение общественных и родительских организаций. В Лесосибирске осуществляется взаимодействие со следующими общественными и некоммерческими организациями по вопросам инклюзивного образования:
– некоммерческая организация «Центр счастливая семья», в котором создан «Клуб особенных мам». Клуб объединяет мам детей с ОВЗ и инвалидностью. В рамках работы клуба проводятся мероприятия, консультирование, осуществляется информационная поддержка. Члены клуба выходят с различными инициативами, предложениями и вопросами на координационные советы, муниципальные комиссии;
– Всероссийское общество инвалидов взаимодействует с образовательными организациями в части согласования паспортов доступности, а также участия в межведомственных мероприятиях.
Тем не менее, несмотря на то, что в муниципалитете сегодня проводится большая работа в данном направлении, существует ряд проблем:
– отсутствие в муниципалитете целостной системы ранней помощи;
– отсутствие 100% универсальной безбарьерной среды в ОУ, ДОУ, УДО;
– дефицит кадров;
– непринятие детей с ОВЗ обществом, детьми нормы;
– отсутствие должного межведомственного взаимодействия между среднего профессионального образования и работодателями.
Озвученные проблемы находят свое отражение в целях и задачах модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы.
Цель: формирование доступного образования для детей с ОВЗ в условиях муниципальной образовательной системы.
Задачи:
1. Развитие целостной системы ранней помощи.
2. Обеспечение вариативности предоставления доступного образования детям с ОВЗ.
3. Создание безбарьерной универсальной среды.
4. Создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ.
5. Формирование инклюзивной компетентности.
6. Формирование инклюзивной культуры.
7. Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Материал подготовила Кристина УГОЛЬНОВА