Главная / новости / Хореографы Лесосибирска рассказывают о творчестве Михаила Годенко

Хореографы Лесосибирска рассказывают о творчестве Михаила Годенко

Михаил Годенко возглавил Красноярский государственный ансамбль танца Сибири в 1963 году и почти 30 лет был его художественным руководителем и главным балетмейстером. Фото с официального сайта министерства культуры Красноярского края krascult.ru
Михаил Годенко возглавил Красноярский государственный ансамбль танца Сибири в 1963 году и почти 30 лет был его художественным руководителем и главным балетмейстером. Фото с официального сайта министерства культуры Красноярского края krascult.ru

1 мая исполнилось бы 100 лет Михаилу Семеновичу Годенко, знаменитому артисту балета, балетмейстеру и хореографу, прославившему  Красноярск на весь мир. Народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии СССР (1985). Его имя с гордостью носит ансамбль, работа в котором стала делом всей его жизни.

Михаил Годенко родился в городе Екатеринославе (потом его переименовали в Днепропетровск, а сейчас – это Днепр). Окончил Московское хореографическое училище, танцевал в Куйбышевском театре музыкальной комедии. Во время Великой Отечественной будущий танцевальный мастер воевал на Втором Украинском фронте. Был в плену. Войну закончил в Берлине рядовым в ансамбле. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

С 1947 по 1948 год отбывал срок в Норильске, солист балета Норильского музыкального театра, учил танцевать учащихся техникума. После освобождения трудился в Омской филармонии, в нескольких военных ансамблях, в Хабаровском театре оперы и балета. В 50­е годы Годенко – балетмейстер Северного русского народного хора в Архангельске, где он вплотную соприкоснулся с фольклором, там же получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1963 году Михаил Годенко возглавил Красноярский государственный ансамбль танца Сибири. Почти 30 лет был его художественным руководителем и главным балетмейстером.

Он стал первым, кто смело соединил в своем творчестве фольклор и эстраду, превратив народные танцы в яркое шоу с четкой драматургией. Из множества хореографических композиций, игровых сюжетов, народных гуляний он выстраивал на сцене яркий и многогранный образ Сибири. Могучий Енисей и люди, живущие и работающие на нем, часто вдохновляли его на новые постановки. Например, номера «Енисейские речники», «Плотогоны», «Подтесовская».

На счету Годенко такие концертные программы, как «Сибирь моя», «У колодца», «Казачий пляс», «На птичьем дворе», «Вечерний звон». Красноярский танцевальный ансамбль гастролировал в более, чем семидесяти странах мира: Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Германии, США, Испании, Канаде, Франции, Италии, Швеции, Австралии, странах Латинской Америки, Китае и многих других. При этом Михаилу Семеновичу особенно нравилось выступать для своей публики. Он любил говорить: «В Козульке нужно танцевать так  же, как в Париже. Только еще лучше».

За более чем полвека активной творческой деятельности в области хореографии Михаил Годенко создал целую галерею сценических образов, вошедших в золотой фонд танцевального искусства. Его творчество отличали щедрая фантазия, профессионализм и высочайшее мастерство. Он был главным балетмейстером праздничного открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Скончался Михаил Семенович 14 марта 1991 года в Ленинграде, похоронен в Красноярске.

С 1993 года имя хореографа и балетмейстера носит Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири. В 1999 году Годенко посмертно присвоили звание «Почетный гражданин Красноярска». В 2008 году его именем назвали улицу в Октябрьском районе Красноярска, а в 2009 году – теплоход, работающий на Енисее.

Евгения ДОБРЫЧЕВА, художественный руководитель детского хореографического ансамбля «Веснушки»:

– С творчеством Михаила Годенко я знакома с детства. Мой хореограф – моя мама Галина Семеновна Латашова – всегда ставила в пример государственный ансамбль танца Сибири. Где­то лет в 10–11 я увидела этот ансамбль вживую, когда мы поехали на конкурс имени Годенко. И для меня это навсегда стало эталоном народного академического танца.

Ансамбль Годенко отличается своей неповторимостью, у него свой стиль. Михаил Семенович – успешный новатор: он осовременил народный танец, расширил его рамки, он первым ввел трюки в танцах. Мы, будучи подростками, с восхищением смотрели на крутящихся девушек и прыгающих под потолок парней. Сейчас хореография более продвинутая, и дети с малых лет учат трюки и вращения. Я думаю, это заслуга Годенко. Потому что если бы он это не ввел в народный танец, может быть, сейчас мы этим не пользовались. Его идеи сегодня процветают. Он стал образцом для подражания, и многие ансамбли в Красноярском крае имеют стиль, похожий на стиль Годенко. И в России говорят: «О, красноярская школа приехала».

Вера ИОРДАН, художественный руководитель детского образцового театра танца «Чудеса»:

– Я вспоминаю Минусинское училище культуры и искусств. Мы выросли на этом имени, на его хороводах и плясках. Мы рассматривали буклеты с ансамблем, которым руководил Годенко. Я мечтала приобрести книгу, где их фотографии, танцы.

Я согласна с тем, что он осовременил народный танец, в его постановках чувствуется что­то «мюзик­холльное». Очень здорово.

Мне кажется, что у каждого хореографа, балетмейстера­постановщика творчество – это проекция его внутреннего мира. Я вот думаю, насколько же богатый внутренний мир был у Годенко – от зажигательных плясок до лирических красивых хороводов.

Кода мне было лет 25, я попала на концерт ансамбля. Мечтала об этом с юношества, и вот сбылось. У меня до сих пор перед глазами шикарная пляска с балалайками, эти хороводы у колодца, где девушки «плавают» с ведрами, и постановка со свечами «Вечерний звон» – последняя в его жизни. Это просто шикарно. Вот говорю, а у самой мурашки. Я считаю его выдающимся мастером, который оставил нам много светлого.

Любовь БАТУРКИНА, руководитель образцового хореографического ансамбля «Лель»:

– Я выросла на танцах, которые ставил Михаил Годенко. Будучи маленькой девочкой, увидела выступление его ансамбля по телевизору и захотела связать свою жизнь с танцами. Дома у нас висел календарь с фотографиями танцующих артистов этого ансамбля.

Существуют такие понятия –  годенковская школа, годенковская техника. Наверное, мы все, то есть хореографы, работающие в народном танце, стараемся быть похожими на Годенко. Мы копируем его стиль, стремимся к нему. Это был великий хореограф. Он первым сделал стилизованный народный танец, сделал его зрелищным. Старые специалисты по фольклору часто его ругали, но Годенко не слушал, воплощал задуманное и оказался прав. Теперь многие ансамбли берут к себе в репертуар его постановки, в том числе и наши лесосибирские. Например, «Узоры».

Галина ЛАТАШОВА, хореограф ансамбля «Веснушки»:

– Мне посчастливилось, я видела Михаила Годенко вживую. В начале 70­х меня и еще двоих студентов училища культуры премировали поездкой на его репетиции. Это стало для меня отправной точкой в выборе направления при создании своего ансамбля. Мы, открыв рот, сидели на этих репетициях. Такого масштаба, такой красоты я не видела никогда.

В те годы не могли определить жанр его творчества – эстрадное или народное академическое, потому что он мешал эти жанры.

Годенко набирал талантливых танцоров и сам учил их дальше, у него была своя студия. Я даже проходила отбор. Это было на стадионе в Минусинске, мы пошли туда вместе с подружкой. После смотра меня пригласили в ансамбль, но я не пошла, потому что хотела учиться на хореографа. Потом пожалела.

Для меня Михаил Годенко – это мэтр. На основе его хореографии состоялись многие хореографы и прошлого времени и настоящего.

Материал подготовил Александр САФОНОВ