Героиня нашего времени

Нина Ивановна – в центре

Сегодняшняя героиня рубрики – Нина Ивановна Кононова, учитель русского языка и литературы, директор и завуч, Заслуженный учитель России и удивительно приятный человек.

Встречает меня Нина Ивановна в своей квартире дружелюбной улыбкой. Первое, что привлекает мое внимание, – огромные стеллажи во всю стену с отечественной литературой (и не только отечественной). Мне, как человеку искренне любящему русскую классику, это было приятно видеть и, судя по взгляду учителя, ей тоже. До встречи с нашей героиней я, безусловно, знала о ней: Нина Ивановна была первым директором моей школы (№ 6), а атмосфера уважения и почтения к ее личности всегда витала в воздухе. И, без сомнений, данное интервью было для меня волнительным, но, благодаря Нине Ивановне, напряженность испарилась.

Начала свою карьеру учителя Нина Ивановна в школе № 16 (сейчас № 6) и проработала в ней 25 лет. Будучи учителем русского языка и литературы, в период перехода школы № 16 в № 6, была назначена директором. Эта школа была и остается для нее родной. Среди учеников она вспоминает Людмилу Петухову, которая и по сей день навещает ее; Александра Васильевича Легалова, Татьяну Борисовну Черепанову (в настоящее время директора школы № 6). Также Нина Ивановна с трепетом вспоминает своих коллег Галину Федоровну Жуковскую, Инну Александровну Богомолову: «Я могла прийти на их уроки, сесть и отдыхать – ученики вели себя уважительно, весь материал был понятен даже мне, как человеку, не ознакомленному с предметом совершенно. Вот такие у нас были учителя, я ими очень гордилась».

Очень приятно и неожиданно было узнать о том, что Нина Ивановна была учителем моей мамы – Людмилы Пантелеевны Андреевой, а также ее сестер и братьев. Мама часто рассказывала о Нине Ивановне, но я и представить не могла, что мне будет дана честь общаться с героем детства моей мамы.

– Это поразительно, не прекращаю я восхищаться поворотом событий, – говорит Нина Ивановна. – Помню я твоих деда и бабушку – милее этих людей было не найти. В советское время сложно жилось, но они всегда держались и не теряли сил – столько детей было! Твоя мама – Людочка, ее сестра Наташа и брат Сергей всегда были добрыми и уважительными. Я их так полюбила!

Людмила Пантелеевна Андреева, бывшая ученица, вспоминает:

– Я любила ходить на уроки Нины Ивановны. Она всегда объясняла так, что представляешь, будто она говорит лично с тобой! Это было удивительное время, и вклад Нины Ивановны для формирования моей личности очень большой.

С каждым воспоминанием Нина Ивановна словно расцветала – улыбалась шире, эмоционально говорила. Было приятно за этим наблюдать.

После шестой школы Нина Ивановна проработала в школе № 2 два года: «Поднимать школу пригласили, для меня это было важно». В тринадцатой школе она проработала восемь лет: изначально в должности завуча, далее – социальным педагогом: «С трудными детьми всегда сложно. Но я была вхожа в любой дом, все дети без исключения были удивительными: никто не стоял особняком, все свои. В моем сердце школа № 13 оставила большой след».

Общий педагогический стаж Нины Ивановны – 35 лет, все эти годы она преданно служила своим принципам и идеалам: уважай себя – уважай других; главное для учителя – люби детей, которых учишь. Нина Ивановна работала допоздна, возвращалась домой, чтобы поспать пару часов, а потом вновь встать и идти на любимую работу с улыбкой на лице.

«Профессия учителя очень тяжела», – думают многие. И они будут правы – отчеты, тетради, уроки в две смены. Но не для этого Нина Ивановна училась на педагога, главное для нее – дети и их будущее, а отчеты и тетради – пустяки по сравнении с тем, когда к ней приезжают взрослые и успешные ученики, жизнь которых сложилась лучшим образом благодаря ей.

– Знаешь, школа мне даже снится по ночам, – смеется педагог. – Снится, как я веду уроки и ругаю за опоздания. Мне кажется, школа никогда меня не отпустит.

Последний вопрос я таила до самого конца, хотя обычно я задаю его в начале интервью.

– Вы всегда хотели стать учителем?

– Да, – мгновенно отвечает Нина Ивановна. – Конечно. Еще с самого детства все стены были исчерканы углем – писала, как на доске, пусть и знала, что мама отругает за это. Я всегда мечтала стать учителем, да.

Великая честь – брать интервью у такого учителя, разговаривать с Ниной Ивановной. Невольно начинаешь ставить ее себе в пример, ибо даже общение, краткое прикосновение к прошлому создает впечатление, что наша героиня была искренне счастлива, работая сверхурочно и возвращаясь домой в десять вечера. Это правильно – отдавать любимому делу всю себя, и порой это действительно тяжело. Но этот аспект работы не стал преградой для Нины Ивановны Кононовой.

Что же касается меня, Нина Ивановна произвела на меня неизгладимое впечатление: она сильная и независимая женщина, которая вдохновляет слушателя своей удивительной харизмой.

Спасибо, Нина Ивановна, наше с Вами общение – честь для меня.

Зоя АНДРЕЕВА, учащаяся объединения «Школа журналистики» ЦДО