Главная / главное / Дорога длиною в 40 лет

Дорога длиною в 40 лет

Выпускники Лесосибирского педагогического. Начало XXI века

Выпускники Лесосибирского педагогического. Начало XXI века

…Человека, впервые попавшего в Лесосибирск, поражает многое: протяженность города вдоль берега могучего Енисея, близость к природе, развитая инфраструктура. Но есть в нашем городе особенность, которая придает ему особое обаяние. На улицах Лесосибирска можно встретить множество молодых лиц. Это студенты двух высших учебных заведений, одному из которых в 2017 году исполняется 40 лет.

Лесосибирский педагогический институт (сегодня это филиал Сибирского федерального университета) – почти ровесник города, и история распорядилась так, что на долю Лесосибирского педагогического выпали все перипетии, которые в избытке пережила наша страна в эпоху перемен. Мы предлагаем заглянуть в прошлое вуза, чтобы понять, чем он живет сегодня и как позиционирует себя в будущем.

Невозможно понять, что представляет собой Лесосибирский педагогический сегодня, не обратившись к истокам его основания. Институт возник не на ровном месте, и до переезда из Енисейска в Лесосибирск в 1977 году он зарекомендовал себя как высшее учебное заведение, жизнь которого уже тогда заключалась в преодолении трудностей. История института началась за год до начала войны, причем день в день. 22 июня 1940 года вышло постановление Совнаркома РСФСР № 463, согласно которому был образован Енисейский учительский институт. В сложные военные и послевоенные годы преподаватели вуза хорошо понимали и выполняли свою миссию, которая имела вечный смысл – и в военное, и в мирное время нужно учить детей, поэтому Енисейский учительский, а с 1954 года Енисейский государственный педагогический каждодневно готовил будущих учителей для работы в школах северных районов Красноярского края. Эта принципиальная позиция определила вклад Енисейского педагогического института в развитие культурной жизни города и региона. В жизни института того периода отразилась закономерность: судьба выбирает человека для свершения каких-то очень важных дел и одновременно он сам изменяет судьбы людей, с которыми идет по жизни. В енисейском периоде жизни вуза эта закономерность выразилась сполна. Преподавателям и студентам небольшого провинциального института удалось создать вуз, который стал мобильным центром подготовки учителей для северных районов Красноярского края. Ориентированный на подготовку кадров для сельских школ, Енисейск притягивал молодежь к себе, и та, в свою очередь, вносила новый импульс в жизнь города. Говоря современным языком, формат жизни института того времени можно охарактеризовать понятием «сотрудничество в широком социальном контексте». Институт стал важной частью городской жизни, ее культурным и просветительским центром. Лидирующим началом здесь были преподаватели, деятельность которых была весьма многообразной: от проведения занятий и руководства педагогической практикой до чтения лекций по линии общества «Знание» и участия в спектаклях Енисейского народного театра. Несмотря на отдаленность от крупных научных центров, в институте проводились интереснейшие научные исследования.

История енисейского периода жизни педагогического института – яркое подтверж­дение одной из лучших традиций отечественной истории и культуры. Провинция всегда являла собой в России основу сохранения духовности и интеллигентности в обществе. Сказать, что эти лучшие традиции отечественного образования логично «перекочевали» из Енисейска в Лесосибирск, – значит лишний раз подтвердить идею особой роли высшего образования в развитии нашей страны.

Своей работой и личным примером плеяда енисейцев формировала в молодом городе его социально-культурную инфаструктуру. Преподаватели вуза активно участвовали в общественной жизни Лесосибирска, в развитии сети его учебных заведений и учреждений культуры. Вот лишь некоторые штрихи жизни института второй половины XX в. Первый профессор Антонина Ивановна Малютина в научных кругах и Союзе писателей завоевала признание как специалист по творчеству сибирских писателей. Докторская диссертация Бориса Яхиевича Шарифуллина признана специалистами «прорывом» в современной лингвистике. Владимир Иванович Евстифеев стал основателем городского театра «Поиск», Именем профессора Раисы Тихоновны Гриб названы ежегодные научные филологические чтения для учителей и специалистов русского языка, популярность которых растет год от года. Институт неоднократно становился победителем всевозможных модных в те времена социалистических соревнований. Азарт открытий и новшеств, который буквально пронизывал каждый миг освоения нового экономического пространства на территории молодого города на Енисее, был легко подхвачен студентами и преподавателями института. Они ощущали себя первооткрывателями, будь то общественная работа на благо города, стройотряды, прославившие институт в масштабах страны или профессиональная подготовка в стенах родного вуза.

Вообще, история Енисейского – Лесосибирского педагогического – это история о странном соединении закономерного и случайного, это рассказ о людях, которые трудились в стенах этого, на первый взгляд, неброского, почти домашнего вуза, но сумевших своим трудом создать своего рода «бренд» под названием «Лесосибирский педагогический». Сегодня, когда проб­леме человеческого капитала уделяется большое внимание на всех уровнях, есть смысл оглянуться назад, чтобы понять, что значит человеческий фактор в развитии общества и в жизни отдельного человека. Ведь в свое время институт не просто переехал в Лесосибирск, чтобы обеспечить молодому растущему городу идеологическую базу. Плеяда преподавателей, имена которых сейчас окутаны легендами, осталась в памяти многих поколений студентов. Они были яркими личностями, профессионалами высокого класса, отдающими свой талант и мастерство людям. С переездом педагогического института в Лесосибирск город обрел шанс на «долгосрочное» развитие, ведь историей доказано, что у города только тогда есть будущее, если в нем есть высшие учебные заведения. Лесосибирску повезло, и с 1977 года по сегодняшний день он живет в формате «будущее уже наступило».

40 лет – срок по историческим меркам мизерный, и, тем не менее, вехи «дорожной карты» Лесосибирского педагогического за это время отмечены в целом позитивными событиями. И даже в сложные, по сути, переломные периоды вуз находил силы и ресурсы, чтобы не просто выжить, но выстраивать маршрут в формате развития. В жизни вуза определенную роль сыграл фактор, который принято называть удачей. На протяжении всех лет институт находил понимание и поддержку со стороны руководства города и в советский период, и сегодня, когда резко изменился вектор политического развития страны. Был в жизни института поистине драматический момент, когда высшее руководство образованием страны в «лихие» 90-е взяло курс на закрытие небольших, а потому «нерентабельных» с точки зрения чиновников, вузов. Тогда на помощь вузу пришел Красноярский государственный университет, и наш институт стал его филиалом, а с 2006 года Лесосибирский педагогический является филиалом Сибирского федерального университета – мега-вуза, определяющего лицо высшего образования региона и страны в целом. Такое «родство» заставляет коллектив института ежедневно усложнять требования к себе и ускорять темпы развития, чтобы соответствовать вызовам времени. В этой сложной системе вуз обозначает свою миссию с вполне объяснимой конкретикой, связанной с актуальными задачами современности. Во-первых, институт определяет свое место в геополитическом пространстве региона и позиционирует себя как Северный (Лесосибирский) инновационно-образовательный (педагогический) кластер Сибирского федерального университета. Во-вторых, сегодня, как никогда, актуализируется проблема конкурентоспособности высших учебных заведений, и коллектив института во главе с руководством отдает себе отчет в том, что решить эту задачу можно только при постоянном повышении качества образования студентов и выпускников вуза. В-третьих, институт будет привлекателен для абитуриентов при условии устойчивого саморазвития, мобильности, погружения в атмосферу будущей профессиональной деятельности, что в итоге обеспечивает высокий уровень подготовки будущих бакалавров. Одним из проявлений мобильности выступает ежегодно обновляемый спектр направлений и профилей, по которым ведется подготовка. Приемная компания каждый год чутко откликается на запросы системы образования региона и объявляет набор на профили, которые востребованы в ближайшие годы. Так, в 2017 г. был успешно сделан набор первокурсников на направления «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, «Психолого-педагогическое образование» и «Физическая культура». Траектории дальнейшего профессионального роста выпускников института разнообразны: от работы по профилю подготовки в системе образования до учебы в магистратуре ведущих университетов страны. В вузе широко развита система переподготовки работников образования, ведется работа по заявкам и запросам различных общественных структур.

Первокурсники Лесосибирского педагогического бывают приятно удивлены условиями учебы и в целом жизни вуза. Конечно, приоритет отдан образовательному процессу, где неустанное внимание уделяется внедрению современных технологий, компьютеризации обучения, реализации индивидуальных траекторий в области учебно-исследовательской работы, педагогической практике и др. Буквально с первого курса многие студенты начинают пробовать свои силы в научной деятельности. Именно поэтому обучающиеся Лесосибирского педагогического успешны в реализации грантовой деятельности, они получают стипендии Президента и Правительства Российской Федерации, Оксфордского фонда, активно участвуют в научно-практических конференциях и олимпиадах разного уровня.

Но учебой и наукой жизнь студентов не исчерпывается. Институт дает шанс реализовать творческие способности, ведь студенческий возраст – это самое подходящее для этого время. Многие достижения студентов оказываются замеченными вне стен вуза. Так, деятельность учебного студенческого театра на английском языке «Глобус» только в 2017 г. получила признание на международном и краевом уровнях, завоевав дипломы лауреатов I и II степени.

Обычно педагогические вузы – «девичьи», но в Лесосибирском педагогическом среди студентов много молодых людей. В будущем многие из них выбирают школу как место профессиональной деятельности, а за время учебы в институте могут пройти военную подготовку.

Студентов в Лесосибирском педагогическом особенно привлекает тот факт, что, несмотря на строгие требования, вся жизнь в институте построена по принципу личностного характера взаимоотношений между преподавателями и студентами. Эта традиция имеет глубинные корни, уходящие в енисейский период жизни вуза. Есть еще одна причина, по которой нельзя ломать установившийся порядок, и заключается она в гуманистической сути педагогической профессии. Какие бы ни были жесткие ветры перемен, какие бы новые компетенции ни являлись нам как необходимые в наше непростое время, как бы мы ни сетовали на отчуждение общества от личности, детство должно быть обустроено по сценарию человечности. Именно этому учат в Лесосибирском педагогическом институте.

Ярким примером современного формата обучения для студентов служит деятельность коллектива преподавателей. Освоение новых технологий, в том числе дистанционного образования, инновационные научные исследования, создание эффективных сетевых форм взаимодействия не только с головным вузом, но и с другими образовательными организациями Красноярского края и России, рост публикаций в рецензируемых журналах из списка, рекомендованного ВАК, результативное руководство научной деятельностью студентов, успешная аккредитация в 2017 г. профиля «Информационные системы и технологии (Информационно-управляющие системы)», подготовка к аккредитации вуза в 2018 г. – лишь некоторые штрихи деятельности коллектива в режиме ускорения. В 2016–2017 г.г. институт получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований и Красноярского краевого фонда науки. Преподавателями вуза проводится научная работа в рамках грантов «Самоидентификация жителей Приенисейской Сибири» (руководитель доцент Тамара Андреевна Бахор) и «Создание пакета культурно-исторических и научно-методических материалов к празднованию 400-летия Енисейска» (руководитель доцент Елена Владиленовна Семенова).

Еще одной особенностью работы и жизни вуза является его тесная связь с образовательными учреждениями, управлениями образования города и региона, причем эта связь имеет разветвленные варианты: от создания педагогических классов, участия преподавателей в традиционных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», работы в жюри ученических научно-практических конференций до проведения совместных с руководителями общеобразовательных школ и руководством г. Лесосибирска экспертных советов. Это всегда встречи единомышленников, бывших студентов с преподавателями, заинтересованный разговор людей, для которых образование стало делом жизни.

… 1 сентября 2017 года в стенах Лесосибирского педагогического института в сороковой раз прозвенел первый звонок для тех, кто через какое-то время вспомнит с благодарностью то время, когда в небольшом сибирском городе почти домашний, но не лишенный академичности институт, дал им шанс получить современное образование для полноценной жизни в XXI веке.

Людмила ХРАМОВА, Владимир СЕМЕНОВ, Елена СЕМЕНОВА