Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
21 сентября, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
21 сентября, вт

Уроки Карпова

15 сентября 2016
10
В июне 2016 года ушел из жизни Анатолий Никифорович Карпов, старейший преподаватель Лесосибирского (Енисейского) педагогического института. Более 40 лет жизни он воплощал в своей деятельности лучшие традиции отечественного высшего педагогического образования. Эта статья – дань уважения и признания коллеге, филологу, учителю. … Трудно спорить с расхожей фразой, что жизнь многих из нас похожа на реку. Действительно, река, зародившись где-то в недрах Земли, течет к морю, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия: заторы, водопады, омуты. И лишь однажды разливается и становится сама как море, как правило, ближе к устью. Тогда мы останавливаемся, замирая перед ней, пораженные ее величием. Так и люди. Путь каждого из нас предопределен судьбой, и судьба же бросает нас к «заторам, водопадам и омутам» (у каждого они свои), испытывая нас на прочность. «Величие реки ближе к руслу» может наступить в жизни человека, а может и обойти стороной. Но если это происходит, то мы смело говорим о том, что жизнь человека удалась, он прожил, оставив яркий след в сердцах и душах тех, кто встретился на его пути. … Анатолий Никифорович Карпов – человек, к жизни которого полностью применимо сравнение с рекой. … В далеком 40-м году прошлого века на Украине родился мальчик с удивительным гуманитарным складом ума. В детстве он много читал, что необычайно развило его воображение и память. Уже тогда он интуитивно постиг то, что называется «медленным чтением», когда детали обретают сущность, без них нельзя понять замысел автора. Но это только одна сторона медали. Все оказалось гораздо глубже и серьезнее, потому что именно любовь к чтению научила подрастающего Анатолия видеть мир с разных сторон: идеальной, как в книжках, и реальной – ведь его детство выпало на трудные военные и послевоенные годы. Это внутреннее противоречие он пронесет потом через всю жизнь, беспощадно требуя, преж­де всего от себя, соответствия идеального и реального, не прощая ошибок, которых не должно было быть, но они все равно совершались. Любовь к литературе, глубокое знание творчества русских и зарубежных писателей привели его на филогический факультет Ужгородского государственного университета, где его гуманитарные способности получили развитие и знания стали системными. Все это было по достоинству оценено в вузе, и после его окончания и года работы в сельской школе в Закарпатье учителем русского языка и литературы его пригласили в родной вуз учиться в аспирантуре. И хотя до защиты кандидатской диссертации было еще далеко, но уже тогда для молодого начинающего ученого главными принципами научной и преподавательской работы стали глубинное изучение и анализ текста произведения и стремление «во всем дойти до самой сути». А затем были годы испытаний, взлетов и разочарований, проб и ошибок, но за всем этим стояло то, что сегодня, возможно, не является ведущей ценностью жизни, но без этого нет смысла говорить об Анатолии Никифоровиче Карпове как о личности и профессионале. Мы говорим о принципиальности, за которой не было ни капли снобизма или упрямства, а напротив, чувствовалась сила и желание сделать этот мир лучше. В далекие 70-е годы судьба привела Анатолия Никифоровича в Енисейский педагогический институт. В этом факте была своя закономерность. Провинциальный вуз с удивительным достоинством доказывал свое право быть центром интеллектуальной и духовной жизни небольшого, затерянного во времени и пространстве сибирского городка. Эту миссию выполняли люди: преподаватели, студенты и выпускники института. Молодой, энергичный преподаватель литературы Анатолий Никифорович Карпов, как говорится, «пришелся ко двору». Да и как могло быть иначе, когда личное стремление служить любимому делу вполне гармонизировало с общественными требованиями времени. Было куда приложить руки, будь то научно-исследовательская работа со студентами, бесконечные выезды по линии общества «Знание» или вечера, где звучали стихи и русские романсы. Уже тогда проявилось особое пристрастие Анатолия Никифоровича к международной политике. Он не пересказывал происходящие события, он их «проживал», поражая слушателей логикой, обширными знаниями, личной заинтересованностью. Именно эти качества помогли Анатолию Никифоровичу не растеряться в эпоху исторического перелома, когда страна стала другой. Была еще одна сфера в енисейском периоде жизни Анатолия Никифоровича, которая помогла ему раскрыть его способность дарить себя людям. Он был по натуре общественник, значит, многое в жизни делал не по функционалу или по должности, а потому что по-другому не мог. Бескорыстно помогал людям, выполнял всевозможные поручения по линии горкома партии, заботился о студентах, выпускниках. Особой заботой было для него улучшение кадровой ситуации в институте. Многие преподаватели, которые и сейчас работают в институте, отмечают в своей биографии тот факт, что им в свое время именно Анатолий Никифорович способствовал тому, что они приехали работать в Лесосибирский пединститут и здесь себя реализовали. Енисейск оказался для Анатолия Никифоровича знаковым городом еще и в силу высокой степени духовности, что связано с богатой историей сибирского города. Суровый край политических ссыльных вбирал в себя настоящую русскую интеллигентность и одновременно щедро делился ею с теми, кто пропускал эту историю через себя. Карпов оказался одним из таких людей. В течение многих лет Енисейск не отпускал его, прорываясь через исследования судеб ссыльных, сотрудничество с Енисейским краеведческим музеем или спецкурсом для студентов «Сибирская ссылка: культурологический аспект». Вспоминая енисейский период жизни, как-то раз Анатолий Никифорович признался, что ему повезло на встречи и совместную работу с интересными людьми. Особенно тепло он отзывался об Антонине Ивановне Малютиной, первом профессоре Енисейского педагогического института, Петре Яковлевиче Гриб, декане филологического факультета, и Зинаиде Васильевне Стефанской, ректоре института. Общение и совместная работа с этими людьми создавали неповторимую атмосферу единой семьи, где человеческий фактор оказывался почти решающим. Сегодня, во времена жесткого функционализма такой формат зачастую представляется нонсенсом, этаким патриархальным атавизмом, но, возможно, именно человеческое начало в служебных отношениях способно поднять последние на более высокий уровень. Может быть, есть смысл внимательно вглядеться в черты уже ушедшего от нас поколения Карпова, Малютиной, Гриб, Стефанской и задуматься о том, какие ценности человек оставляет после себя. Однажды Анатолий Никифорович обронил фразу, которая вместила в себя целую эпоху енисейского периода жизни института: «Мы ощущали себя одной семьей». В этой фразе нет даже намека на дешевую семейственность, всепрощение «среди своих». Напротив, в ней острое чувство ответственности, взаимопомощи, требовательности и трепетного отношения к ближнему, как это бывает в больших дружных семьях. Это же отношение «жизни в большой семье» оказалось ведущим, когда институт переехал из Енисейска в молодой растущий город Лесосибирск. Анатолий Никифорович был среди тех, кто активно поддерживал переезд, видел в нем перспективы и сделал максимально все, чтобы в Лесосибирске как можно быстрее возникла своя система высшего педагогического образования. Это было время активного круговращения, когда не хватало 24 часов в сутках, росли обязанности, ширилась сфера влияния. И вот уже Анатолий Никифорович становится доцентом, заведующим кафедрой сначала литературы, а затем общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. На этом поприще проявились лучшие черты Карпова-руководителя. Принципиальность и высокая требовательность не всем приходились по вкусу, но проходило время и все вокруг с удивлением замечали, что «Карпов-то был прав». Столь же высокую степень требовательности предъявлял Анатолий Никифорович и к научной деятельности. Он не гонялся за количественными показателями, но в каждой его научной работе всегда была потрясающая глубина и высочайшая степень взыскательности. Делом последних лет его жизни была объемная рукопись о творчестве немецкого писателя Ремарка. Написанная научным стилем, она, тем не менее, была напрочь лишена избитых фраз, клише, что очень сложно при написании научных текстов. Рукопись не была опубликована, но лишь потому, что ее автор был слишком придирчив к себе и считал, что надо работать над ней еще и еще. Вообще научный стиль Анатолия Никифоровича Карпова – тема особая. Он обладал врожденным даром свежего, «незатертого» слова, умел находить образы, которые делали текст зримым и незабываемым. Это вполне применимо и к его лекциям, где за каждой фразой вырастали ассоциации, а по ходу лекции у слушателей, будь то студенты, коллеги или учителя, возникало чувство причастности к чему-то великому и прекрасному, имя которому – Литература. А его рассказы о путешествиях по Польше или Германии легко переносили слушателей в мир иной культуры, создавая виртуальную реальность на основе игры воображения. У Анатолия Никифоровича было немало замечательных личностных черт. Скажем, будучи человеком энциклопедического образования, он никогда не говорил уничижительно о небольшом вузе, где проработал многие годы жизни. Напротив, он отзывался о Енисейском, а впоследствии Лесосибирском педагогическом институте, с гордостью, помогал устанавливать профессиональные связи везде, где это только можно было делать, будь то Красноярский государственный педагогический университет, где он много лет был членом Ученого совета филологического факультета, или университеты Киева, Будапешта, Берлина и Мельбурна. Возможно, знание сущности европейского и мирового высшего образования позволяли Анатолию Никифоровичу в последние годы жизни быть страстным и непримиримым борцом за сохранение лучших отечественных традиций высшего образования. Он резко выступал против некритичного внедрения поверхностных идей Болонского процесса в отечественную высшую школу. Но это не было отрицанием ради критики, потому что всегда были конкретные предложения, как улучшить ситуацию в вузе и в отечественном высшем образовании в целом. Во всем его облике и манере поведения было что-то дон-кихотовское, одновременно наивное и мудрое. Его коллеги часто говорили о нем как о человеке, который мог быть и наблюдателем, зная что-то, что неведомо другим, и активным участником всех событий. У Анатолия Никифоровича была черта, опять-таки весьма неактуальная по нынешним меркам, скромность. Его труд был по достоинству оценен на разных уровнях, что отражено в различных званиях, наградах и регалиях, но для него это было словно вторичным. На первом месте были институт, работа, семья, друзья, книги, мир, который отчасти он создал сам для себя, но который был для него ориентиром, «звездой» среди всего, с чем он не мог примириться. …Каждый человек, приходя в этот мир, однажды осознает свое предназначение, а уходя из него, дает возможность тем, кто остался, оценить вклад человека в эту жизнь. Это своего рода уроки, ведь так устроен мир, что мы всегда учимся чему-то у ушедших поколений. Даже если нам кажется, что мы не хотим это делать. Карпов Анатолий Никифорович – человек, филолог, общественник, педагог  – оставил нам свои уроки. Это был человек-легенда, где яркая индивидуальность сочеталась с неординарным мышлением. Это был человек-символ Енисейского и Лесосибирского педагогического института, воплотивший в своих поступках и делах ценности целой эпохи. Это был человек-филолог, страстно влюбленный в высокую литературу, тонко чувствующий красоту слова и умеющий делиться этой красотой с другими. Мы полагаем, что это уже немало, чтобы сказать «мы знали Анатолия Никифоровича Карпова, работали вместе с ним и многому у него научились». Людмила ХРАМОВА, Владимир СЕМЕНОВ, Елена СЕМЕНОВА
Редакция "ЗЕ"
Комментарии
Комментарии

Новости

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!