Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
21 июня, пн
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Лесосибирск
21 июня, пн

ЮБИЛЕЙ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

14 ноября 2014
1
[caption id="attachment_6721" align="aligncenter" width="620"]Студенты физмата в далекие 60-е Студенты физмата в далекие 60-е[/caption] Каждый человек, который когда-либо учился в высшем учебном заведении, может наверняка сказать, что у него две альма-матер: одна – его родной вуз, а вторая – факультет, который научил его конкретному делу,  заложил основы профессии, место, где прошли лучшие годы молодости и где зародилась студенческая дружба на всю оставшуюся жизнь. Иногда факультеты, так же как и вузы, отмечают юбилеи. И это событие – не просто факт взросления места, ставшего для сотен людей точкой жизненного и профессионального отсчета. Это возможность для кого-то оглянуться назад,  чтобы понять, все ли сбылось так, как было задумано, для кого-то ностальгически вздохнуть на тему «когда мы были молодыми», а для кого-то вспомнить с благодарностью тех, кто учил тебя не только профессии, но и  жизни. Мы продолжаем серию статей об истории Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. Один из старейших факультетов этого вуза – физико-математический отмечает в 2014 году 60-летний юбилей.  И это уже повод для серьезного разговора. История Лесосибирского (Енисейского) педагогического института в фактах и лицах 1954–2014гг. (продолжение,  начало см. в №  40  от   2 октября 2014 г.) ФИЗМАТ – НАША АЛЬМА–МАТЕР Вообще-то эта история началась намного раньше. Уже в 1946 году, спустя 6 лет после подписания приказа об открытии  Енисейского учительского института, было открыто отделение физики и математики с 2-летним сроком обу­чения, где готовили учителей для семилетней школы. К этому «прообразу» высшего учебного заведения никак нельзя относиться снисходительно уже потому, что на отделении работали преподаватели с неординарной судьбой, ведь Енисейск того периода был напичкан политическими ссыльными. Вот и для  выпускника физико-математического факультета МГУ, доктора физико-математических наук, профессора Ю.Б. Румера нашлось дело в Енисейском учительском институте.  Именно он возглавил отделение физики и математики и вместе со своими коллегами  обучал студентов из сибирской глубинки, опираясь на знания, полученные в ведущем вузе страны. В 1954 году резко меняется вектор развития института в связи с изменением статуса: из учительского он становится педагогическим. Это значит, что теперь в институте шла подготовка учителей для работы в средней школе. Все это происходило на историко-филологическом и физико-математическом факультетах. С первых дней своего основания физико-математический факультет позиционировал себя как место, где студентам была гарантирована высокоэффективная  профессиональная подготовка и широкое поле для реализации своих потенциальных возможностей и способностей.  Все, кто работал на факультете в те годы, чрезвычайно ответственно  относились к служению делу просвещения. Во главе этой миссии стояли деканы В.Я. Яцеев, А.М. Сперанский, П.А. Пляскин, К.А. Патюков. Эстафета подвижничества была подхвачена и достойно продолжена уже после переезда института в Лесосибирск деканами Л.Н. Бадуленко, М.Г. Беккером, А.Н. Лупиком. Сейчас эти традиции на факультете бережно сохраняются под руководством нынешнего декана Е.Н.  Яковлевой. Известно, что в высшей школе первичной структурной единицей является кафедра. Физико-математический факультет пережил рождение, становление и изменение названий  выпускающих кафедр. Но одно остается неизменным: при всех внешних преобразованиях кафедры факультета оставались форпостами инновационного развития  факультета и института в целом. Здесь очень подходит слово «впервые». Так, в 1983 году на кафедре математики была выполнена первая дипломная работа под руководством профессора Л.Н. Бадуленко. В 1984 году был подготовлен первый доклад на международную студенческую конференцию «Студент и научно-технический прогресс» под руководством доцента П.А. Золожука. В 1986 году на базе кафедры математики под руководством профессора А.Г. Мордковича проходила работа Всероссийского научного семинара по математике, в котором приняли участие специалисты из многих регионов страны. В 1961 году при институте была открыта Станция наблюдений за искусственными спутниками Земли. Возглавил ее бывший выпускник института старший преподаватель кафедры физики В.А. Воротников, затем эту работу продолжил В.И. Харевич. Этот список приоритетов может быть продолжен, но совершенно ясно одно: на протяжении всей своей истории физико-математический факультет был и остается площадкой многих научных и учебных инициатив.  И если в далекие 70-е это были первые ласточки, то со временем расширялся круг и разнооб­разие инициатив, ставших для многих студентов образом жизни. Вспомним некоторые из них. Стройотряды,  достижения в спорте, выигранные гранты, широкое участие во всероссийских, зональных и региональных олимпиадах с призовыми местами, телестудия «Новости FM», физико-математическая школа и многое другое – это все физмат! В истории и в современном дне физико-математического факультета нашло отражение одно явление, которое  является знаковым.  Первые преподаватели на факультете,  как  и в институте,  были выпускниками разных вузов. Одни их них долго не задерживались, для других Енисейский, а затем Лесосибирский педагогический стал  местом долголетнего служения. Выпускники многих лет будут с благодарностью вспоминать лекции Р.А. Майера,  О.Г. Широколобова, Л.Н. Чугайновой, П.М. Першина, К.А. Патюкова,   Д.А. Понамарева, З.М. Патюковой,  А.А. Антонова  и многих других.  Но на каком-то этапе этот блестящий ряд был нарушен событиями местного значения. Преподавателями на факультете становились его выпускники.  Своим трудом они продолжали уже заложенные традиции и создавали новые. По сути, вся история физмата – это история человеческих судеб, где первичным всегда была верность традициям  родного вуза и стремление работать на благо факультета. Именно этими качествами отличалась деятельность преподавателей-выпускников В.А. Королевой, Л.С. Чистяковой, Т.С. Кулаковой, А.Н. Лупика. Именно так и сегодня работают выпускники недавних лет выпусков. Среди них  В.И. Семенов, Е.В. Киргизова, С.А. Осяк, Т.В. Захарова, А.П. Елисова, Т.А. Александрова, Н.К. Игнатьева, А.В. Фирер, А.С. Левшунов и др. В этом ряду есть  имена, чей вклад в российское образование достойно отмечен  званиями и наградами. Так, выпускник факультета, кандидат физико-математических и  доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Академии информатизации образования,  член-корреспондент РАЕ и СО АН ВШ  В.А. Адольф прошел путь от ассистента до ректора, в настоящее время успешно работает в КГПУ им. В.П. Астафьева, подготовил 15 кандидатов  и 4  докторов педагогических наук, опубликовал более 230 работ, награжден  медалями и почетными знаками. Справедливости ради следует сказать, что традиции «приживаемости» выпускников  других вузов, ставших преподавателями,  на факультете продолжаются.  Сложились яркие профессиональные судьбы у Л.Н. Храмовой, Е.Н. Яковлевой, Т.А. Войтенко, Н.Ф. Романцовой, С.С. Ахтамовой, О.А. Ефиц и др. На физико-математическом факультете работали директора ЛПИ-филиала СФУ профессор Ю.Ю. Логинов и доцент М.Ю. Реушев. «Прививка»  физмата настолько сильна, что  неудивителен факт успешности его выпускников в области образования и не только.  В.Г.  Головкин – учитель года Лесосибирска, руководитель управления образования Железногорска, Н.П. Рукосуева  –  многие годы работала начальником управления образования Лесосибирска, Ю.Н. Руднев – начальник отдела образования администрации Енисейска, В.П. Шишмарев, С.М. Андронова  в течение многих лет занимали руководящие должности в администрации и Законодательном собрании Красноярского края, Т.Ю. Артюхова – заместитель директора по учебной работе ЛПИ-филиала СФУ, Колокольникова З.У., Басалаева Н.В., Лобанова О.Б., В.П. Карпова, Т.М. Привалихина, В.И. Кутугина, И.С. Толстопятова – руководители структурных подразделений института,  Е.А. Дудина – на протяжении многих лет была заведующей педагогической практикой, Н.К. Петкевичене внесла вклад в развитие  лаборатории ТСО.  ...Список может быть продолжен. Ключевое слово для физмата сегодня – мобильность. И это не просто ответ на  вызовы времени.  Это умение профессионально, с минимумом издержек  на требования быстро меняющейся жизни.  Взять, к примеру, образовательные области,  по которым сегодня ведется подготовка на физмате.  Это «математика с дополнительной специальностью информатика» (квалификация – учитель математики и информатики), «информатика с дополнительной специальностью физика» (квалификация – учитель информатики и физики), по направлению «педагогическое образование»: профили «информатика»,  «математика и физика», «математика и информатика»,  «информатика и физика», а также  с прошлого года открыто направление «информационные системы и технологии»: профиль «информационно-управляющие системы», «основы безопасности жизнедеятельности». Диапазон широк, а уровень обучения студентов по указанным специальностям и направлениям  позволяет выпускникам факультета успешно работать как в образовательных учреждениях городов и районов Красноярского края, Российской Федерации, так и в государственных структурах различного уровня. Современный «портрет» физико-математического факультета будет неполным, если мы обойдем стороной научные приоритеты и интересы его преподавателей. Именно они задают тон студентам, которые только определяются в своих научных изысканиях.  На выпускающих кафедрах факультета  ведется ежедневный научный поиск  в различных областях знания. Кафедра высшей математики и информатики  активно работает по следующим направлениям: «Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя», «Теоретические и практические аспекты совершенствования учебного процесса на информационно-деятельностной основе».  Преподаватели кафедры современного естествознания  занимаются проблемами «Психолого-педагогические и научно-методические основы совершенствования подготовки бакалавров и специалистов в области естественнонаучных дисциплин», «Использование технических средств в образовательном процессе педагогического вуза», «Эколого-экономические особенности развития малых и средних городов Сибири», «Флора южной тайги Енисейского района Красноярского края». Такие научные приоритеты привлекают студентов, и не случайно многие из них являются лауреатами и дипломантами престижных научных студенческих конференций. О физико-математическом факультете можно с уверенностью сказать, что он всегда являлся и сегодня является сплавом юности и зрелости. Юность – это студенты, их оптимизм, жизнелюбие и здоровые амбиции. Зрелость – это традиции факультета, удивительная атмосфера совместного творчества учителей и учеников, его профессорско-преподавательский состав. ...Опытные директора школ  признаются, что могут, зайдя в другую школу, безошибочно угадать по внешнему виду и поведению, какой предмет ведет встретившийся ему в коридоре  учитель. Учитель математики или физики строг, подтянут, он точно знает, чего хочет и знает, как этого достичь. И это не только благодаря наукам, основы которых он преподает. Просто физико-математическое образование особое.  Как, впрочем, и любое другое. Но выпускников физико-математического факультета Енисейского-Лесосибирского пединститута, помимо внешней корректности, отличает   еще то, что называется стилем, который был заложен в далекие годы, когда в Енисейском педагогическом  был открыт новый факультет и его первые выпускники  и все последующие с гордостью могли сказать: физмат – это наша альма-матер! (продолжение следует) Елена Киргизова Елена  Семенова Владимир Семенов
Редакция "ЗЕ"
Комментарии
Комментарии