Главная / новости / 19 августа в библиотеке Новоенисейска прошла встреча, посвященная Всемирному дню фотографии

19 августа в библиотеке Новоенисейска прошла встреча, посвященная Всемирному дню фотографии

Посетителям в это день были представлены различные выставки

Посетителям в это день были представлены различные выставки

Изобретение фотографии относят к первой половине XIX века. Сам термин «фотография» произошел от сложения двух греческих слов «свет» и «пишу». Буквальный перевод «светопись». В России именно этот термин использовался довольно долго.

Посетителям в это день были представлены различные выставки. «Искусство фотографии» – были продемонстрированы книги, многочисленные журнальные публикации, посвященные этому виду искусства, истории его развития, начиная от изобретателей фотографии Луи Жака Дагера и Жозефа Ньепса. На обложке книги «Мир фотографии» можно увидеть первую в мире фотографию Ж. Ньепса, датированную 1826 годом. Материалы этой выставки представляют различные жанры: искусство фотопортрета, документальную фотографию, публикацию об участниках международного конкурса «Европейский фотограф дикой природы», альбом World Press Photo 11, пейзажную фотографию, фотографии живой природы…

«Немыслимо перечислить все сферы жизни, где присутствует фотография. Сегодня можно сделать снимки невидимого глазу микроба, можно снять землю из космоса, все можно снять – что неподвижно и скоротечно. Даже пулю в полете можно остановить фотокамерой. Можно посмотреть тайную жизнь природы и все многообразие человеческого бытия», – эти слова сказал известный фотожурналист, экс-ведущий передачи «В мире животных» Василий Песков на страницах своей книги «Любовь фотография». Эта книга в числе других представлена на выставке «Мастера светописи».

Увидеть старую, дореволюционную Россию начала XX века во всем богатстве ее красок, такой, какой мы ее еще не знали, мы можем по снимкам пионера цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Неутомимый энтузиаст, изобретатель цветной фотографии, он воплощал в жизнь свой замысел: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание – это показать ее красоты и богатства такими, какими они действительно являлись в натуре, то есть в истинных цветах». Однако задуманное могло остаться несбыточной мечтой, если бы ему не удалось заинтересовать своим проектом российского императора Николая II, который сам увлекался фотосъемкой (журнал «Огонек» (1998 г., № 30) публикует фотографии из семейного альбома последнего российского царя).

В 1909 году Прокудин-Горский показал с помощью проектора на большом экране свои лучшие снимки императорской семье и другим влиятельным лицам государства. Николай II спросил: «Что вы собираетесь делать со своими прекрасными фотографиями, как вам видится будущее аппарата?» «Будущее – в образовании», – отвечал Сергей Михайлович. Его мечта – применить проекторы в школах, чтобы молодежь узнала, как выглядит Россия, каковы ее исторические памятники.

По указанию царя С.М. Прокудину-Горскому министерством транспорта был предоставлен железнодорожный вагон, оборудованный фотолабораторией. Фотографа также снабдили рекомендательным письмом к местным властям с просьбой оказывать всяческое содействие. Летом 1909 года Прокудин-Горский отправился в свои нескончаемые путешествия по России, продолжавшиеся до Первой мировой войны. Он побывал в 11 регионах, в том числе, на Урале и Сибири, на Кавказе и Туркменистане. Его снимки – это своего рода Большая российская энциклопедия, на страницах которой мы видим Россию такой, какой она была до Первой мировой и Гражданской войн, повседневную жизнь представителей разных национальностей.

На выставке можно увидеть и два тома «Антологии советской фотографии» (1917–1940, 1941–1945 гг.) выдающихся мастеров советского времени – П. Оцупа, И. Шагина, В. Буллы, Я. Штейнберга, Я. Халипа, М. Редькина и других.

Среди современных фотографов, «мастеров светописи» привлекают работы фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка. У него свой метод съемки: 95% времени он изучает повадки зверя. Например, целых 8 месяцев заводил дружбу с лисой. Сначала рыжая не подпускала даже на 200 метров, через 2 месяца расстояние сократилось вдвое, а потом разрешила ходить следом. Есть кадры, ради которых пришлось рисковать здоровьем. «Вот снимок зайчика, сидящего на снегу. На первой взгляд, ничего необычного, но чтобы его сделать я несколько часов лежал на земле. Отморозил пальцы», – дает комментарий к своей фотографии И. Шпиленок журналу «Крестьянка» (№ 1, 2018 г.). Однако все не напрасно: люди меняются, видя фотографии, снятые И. Шпиленком. В журнале Geo (№ 4, 2010 г.) его трогательная фотоистория усыновления бурой медведицей осиротевшего медвежонка на Камчатке.

От фотографий Анны Геддес (самого популярного фотографа по версии Гугл) исходят нежность и свет. Она снимает тех, кого по-настоящему любит, –младенцев.

Владимир Мишуков – трижды обладатель Гран-при премии «Серебряная камера» и Гран-при «Арт-фото России». Его портреты – настоящие произведения искусства.

Фотография – это искусство, которое называют живописью без кисти и красок. Но не стоит забывать, что без техники не было бы и фотографии. Еще одна выставка на нашем мероприятии была посвящена технике, и называлась она «Фототехника во времени», представившая нам фотоаппараты и сопутствующее к ним оборудование. Среди них, например, широко известный многим фотографам советского периода фотоаппарат «Любитель», легендарный «ФЭД», «Силуэт-Электро», немецкий фотоаппарат EXA. За представленное нам для выставки оборудование мы хотим выразить огромную признательность фотографу-любителю, путешественнику Сергею Носкову. Сергей Александрович с большим удовольствием рассказал и показал, как в советские времена происходил процесс проявления фотографии. Также он подробно рассказал о каждом фотоаппарате, показал, чем отличается советский «Любитель» от немецкого EXA. Подробно объяснил, что такое фотоувеличитель, фотобочка, фотоглянцеватель, фотоэкспонометр, электронная кадрирующая рамка, вспышка; для чего нужны фиксаж, проявитель и так далее.

Среди других гостей большую заинтересованность вызвала проектная работа «Домашняя фотостудия» Александры Губенко, руководителя музея детского дома имени Ф.Э. Дзержинского. Как оказалось, фотостудию можно сделать из подручных материалов – всего-то нужно иметь под рукой пустой пластмассовый стаканчик, простой фотоаппарат, лист бумаги и пленку. Александра Борисовна – настоящий энтузиаст своего дела, наши гости слушали ее с большим интересом.

В этот день у нас в гостях был и настоящий профессиональный фотограф – Алена Чиганова (Азарова). Алена является фотографом-дизайнером, фотографом-документалистом, является участником Лесосибирского городского народного литературного клуба «РАДУГА» и пишет прекрасно стихи.

Ее эмоциональное выступление было посвящено как истории фотографии, так и сегодняшнему дню – современной фототехнике, способам съемки. О своей работе она рассказывала с увлечением. Алена поделилась с нами историей о том, как она совершенно случайно стала фотографом. Желающим посчастливилось получить фото на память от профессионального фотографа в нашем импровизированном фотоателье.

Существует еще одна ипостась фотографии – хроника жизни семьи. Не случайно одна из выставок называлась «Семейный альбом». Она включила в себя фотографии, которые приносили нам гости из своих домашних архивов. Наш постоянный читатель Валентин Павлович Кузьмин показал редкие снимки, в том числе фото периода Русско-японской войны (1904–1905 гг.), революции (1917 г.) и Гражданской войны, Великой Отечественной войны и послевоенного деревенского детства. Валентин Павлович – отличный рассказчик, поэтому истории снимков (которым более 100 лет) и людей, запечатленных на них, вызвали у слушателей особенный интерес. Никого не оставила равнодушным и история из жизни его отца – участника Великой Отечественной: раненый, он попал в плен и провел несколько лет в фашистском концлагере. После войны он вернулся домой, жил и работал в селе Каменка.

До изобретения фотографии лишь богатые люди могли заказать художнику портрет. Сегодня почти в каждом доме хранятся семейные альбомы. На них, как правило, портреты наших предков. Именно фотография оставила их нам для памяти, и мы с особенным любопытством всматриваемся в их лица. Другое столетие, другое время глядит на нас с этих фото… Благодаря современным гаджетам, каждый из нас сегодня – фотограф. Сделать снимок можно одним нажатием пальца. Будем же продолжать добрую традицию наших предшественников и время от времени пополнять наши семейные альбомы современными снимками.

Праздник фотографии завершился традиционным для нашей библиотеки чаепитием. Прошел в замечательной, теплой атмосфере. Посмотреть фотографии этого дня можно на нашем сайте https://www.leslib.ru , в нашей группе «ВКонтакте» https://vk.com/bibka3, а также обратившись непосредственно в нашу библиотеку по адресу: 40 лет Октября, 16, второй этаж.

Алсу ФЕДОТОВСКАЯ, Светлана ВЕСЕННЯЯ